Представьте ситуацию: вы записались на
курсы успешных грибников, и теперь вам на деле предлагается подтвердить
обретенные знания и компетенции. Пришла пора держать итоговое испытание.
Задача. Вам нужно решить следующую
поисковую задачу с заведомо не гарантированным результатом.
Например, начиная с 6 утра до 15:00 найти и собрать максимальное
количество грибов, но не менее 12-литрового ведра. Иначе - незачет!Вариант 1. Грибную охоту вы совершаете в прекрасно известном вам лесу, в котором наверняка не заблудитесь.
Вариант 2. Вы собираете грибы в абсолютно новом для вас и неизвестном лесном массиве, урожайность грибов в котором абсолютно аналогична той, что и в варианте 1, а времени на сбор вам отведено ровно столько, что и в первом случае, однако вы рискуете заблудиться, а искать вас начнут не ранее утра следующего дня.
Оговорка: смартфоны и прочие компасы и средства навигации, даже секстанты, запрещены.
Спрашивается:
·
В каком случае ваша корзина
будет тяжелее?
·
А в каком задача сложнее?
·
Какой из вариантов задачи
более эвристичен?
·
Какой покреативнее будет?
·
Какой из вариантов сильнее
личностостно ориентирован?
·
Какой вариант мощнее
мотивирует?
·
Где от грибника требуется
больше самостоятельности?
·
А компетенций?
·
Будь у вас такая возможность,
какой из вариантов решения задачи вы бы предпочли: творческий или который попроще?
Надеюсь, 1-й вариант отчасти
иллюстрирует так называемое традиционное (оно же директивное) обучение, а 2-й
является одной из множества возможных метафор ему альтернативного, прежде
всего, творческого, проблемного, поискового (оно же эвристическое) обучения. И
не факт, что второе круче, человекосообразнее и результативнее первого. Очень
часто - наоборот, хоть мы о том можем по простоте душевной и не подозревать.
Увы, в угаре очередной компанейщины по
поводу “инновационных” подходов к обучению и преподаванию мы часто имеем дело
именно со вторым вариантом. Нам мало грибов набрать, запустим еще и ориентацию
на местности, групповой проект по поиску заблудшего грибника, хлебные крошки
или зарубки на деревьях, чтобы на заблудиться и пр., только бы сделать рутинный
поиск результатов обучения - прямую ее цель - обремененной типа творческими, да
к делу не относящимися, решениями. Вместо того, чтобы дать ученика четкие
инструкции по алгоритмы по поиску грибов, обременим их (учеников) затрудняющими
достижение результатов + не имеющими к существу дела (ведру грибов) задачами да
выдадим все это за инновационность. Трудности же так стимулируют, выход из зоны
психологического комфорта, ах, так мотивирует! Вас тоже?
А теперь перейдем от “сторителлинга” к
более серьезному разговору:
Проблема: Когда уместны и при каких
условиях эффективнее директивные, а когда исследовательские и творческие,
проектные и проблемные, конструктивистские и деконструктивисткие подходы
в обучении.
Быть может, вполне хватить простого и
надежного традиционного обучения, которое сделало советскую (и все еще делает
сейчас сингапурскую, японскую, китайскую и другие) школу одной из
передовых в мире? Или будем детей с ясельного и дошкольного возраста учить
проектному да креативному (как в варианте 2, к примеру) мышлению, а
вместо тоталитарного ЕГЭ введем не менее тотальные портфолио?
Наши и не наши подходы к решению этой
проблемы ищите в следующих публикациях в этом блоге и в онлайн-курсе "Технологии и методы активного и интерактивного обучения"
Все таки какой метод не избери, а перепрыгивать зону ближайшего развития - не советовал бы. Не у всех детишек (не говоря уже о взрослых)устойчивая психика, и многим реально необходима поддержка в трудной личностно значимой ситуации. Поэтому учитель из корпуса задач должен формировать задания, обеспечивающие процесс учения. Макаренко, к примеру, показал, что креатива для развития достаточно в обыкновенном детском самоуправлении, когда оно обеспечивает реальную жизнь детей.
ОтветитьУдалитьМихаил, не могу с Вами не согласиться. Тем более, не стоит создавать дополнительные трудности там, где в этом нет необходимости и целесообразности.
ОтветитьУдалитьНе уверен, что только самоуправленческой креативности достаточно, когда речь идет об освоении предмета, а не детской самоорганизации. самоуправления. Все же оно и дидактика - разные вещи, ИМХО. И там и там нужно работать, а не в одной сфере.