Таксономия
учебных результатов Бенджамина Блума позволять определять и измерять результаты
обучения, разбитые на 6 групп: знание, понимание, применение, анализ, синтез,
оценка, - описывающих разные когнитивные процессы. Процессы эти описывают иерархию
умственных действий, выстроенную от простого к сложному. При этом все текущие
процессы включают в себя все предыдущие.
Как
же использовать таксономию в обучении?
Достаточно
продуктивно ее можно применять для анализа разного рода изображений (фото, картин
и рисунков, видео, анимации, схем, карт, чертежей и т.п), представляющих события,
процессы, объекты, явления.
К
примеру, мы предъявляем аудитории некое фото и просим учащихся ответить на
ряд вопросов, составленных по канонам таксономии Блума.
Для каждого уровня таксономии характерны специфические когнитивные процессы:
Уровень
знание (касается процессов узнавания, идентификации, припоминания,
воспроизведения информации).
Для каждого из уровней мы можем составить соответствующие им вопросы и задания.
Для каждого из уровней мы можем составить соответствующие им вопросы и задания.
- Какое событие связано с этим фото? Кто эти люди? Что они делают?
Уровень
понимание (преобразование информации из одной формы в другую,
интерпретация, предвидение последствий, изложение информации своими словами)
- Дайте название тому фото. Как связаны между собой изображенные люди? Что произойдет дальше?
Уровень
применение (использовать имеющиеся знания, реализовать, внедрить,
осуществить)
- Что бы вы посоветовали сделать участникам данного события? Как бы вы повели себя, будь вы участником этого события?
Уровень
анализ (разбиение (декомпозиция) целого на части: состав,
структуру, принципы организации целого; причины, сопоставление, контрасты.
- Что вы знаете о жизни изображенных людей? Почему эти люди здесь? Что их объединяет и отличает?
Уровень синтез: соединять элементы для
формирования целого, нового, создавать продукт (генерирование, планирование,
производство).
- Что изображенные люди могут сказать о своем будущем? Предложите новый, иной план развития изображенной ситуации.
Уровень
оценка: составлять аргументированные суждения (а не мнения),
основываясь на четких критериях и стандартах.
- Каково значение этой фотографии для изображенного события? Соответствует ли поведение участников события положениям Конституции?
Использование системы
вопросов по Блуму применительно к работе со статичной или динамичной визуальной
информацией подходит для любых возрастных групп учащихся как в академическом,
так и корпоративном обучении. Главное, чтобы визуальные образы содержали необходимое
и достаточное для этого количество информации. Применение же в этой информации на стороне обучающихся на уровне выше первого обеспечит ее
превращение в знания.
Инструмент, демонстрирующий, как можно работать с изобразительной наглядностью по таксономии Блума: http://web.archive.org/web/20170706023444/http://www.learnnc.org/lp/media/articles/bloom0405-3/bloompix.html
ОтветитьУдалитьМне очень близки рисунке в учебном процессе. Использование системы вопросов по Блуму - это то, что я так долго искала. Подсказать было некому. Спасибо за информацию. Лучше позже, чем никогда!
ОтветитьУдалитьИсправляю слово рисунки.
ОтветитьУдалить