четверг, 22 августа 2019 г.

Применение таксономии Блума для работы с визуальной информацией


Таксономия учебных результатов Бенджамина Блума позволять определять и измерять результаты обучения, разбитые на 6 групп: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, - описывающих разные когнитивные процессы. Процессы эти описывают иерархию умственных действий, выстроенную от простого к сложному. При этом все текущие процессы включают в себя все предыдущие.  
Как же использовать таксономию в обучении?
Достаточно продуктивно ее можно применять для анализа разного рода изображений (фото, картин и рисунков, видео, анимации, схем, карт, чертежей и т.п), представляющих события, процессы, объекты, явления.
К примеру, мы предъявляем аудитории некое фото и просим учащихся ответить на ряд вопросов, составленных по канонам таксономии Блума. 



Для каждого уровня таксономии характерны специфические когнитивные процессы:
Уровень знание (касается процессов узнавания, идентификации, припоминания, воспроизведения информации).
Для каждого из уровней мы можем составить соответствующие им вопросы и задания.
  • Какое событие связано с этим фото? Кто эти люди? Что они делают?
Уровень понимание (преобразование информации из одной формы в другую, интерпретация, предвидение последствий, изложение информации своими словами)
  • Дайте название тому фото. Как связаны между собой изображенные люди? Что произойдет дальше?
Уровень применение (использовать имеющиеся знания, реализовать, внедрить, осуществить)
  • Что бы вы посоветовали сделать участникам данного события? Как бы вы повели себя, будь вы участником этого события?
Уровень анализ (разбиение (декомпозиция) целого на части: состав, структуру, принципы организации целого; причины, сопоставление, контрасты.
  • Что вы знаете о жизни изображенных людей? Почему эти люди здесь? Что их объединяет и отличает?
Уровень синтез: соединять элементы для формирования целого, нового, создавать продукт (генерирование, планирование, производство).
  • Что изображенные люди могут сказать о своем будущем? Предложите новый, иной план развития изображенной ситуации.
Уровень оценка: составлять аргументированные суждения (а не мнения), основываясь на четких критериях и стандартах.
  • Каково значение этой фотографии для изображенного события? Соответствует ли поведение участников события положениям Конституции?
Использование системы вопросов по Блуму применительно к работе со статичной или динамичной визуальной информацией подходит для любых возрастных групп учащихся как в академическом, так и корпоративном обучении. Главное, чтобы визуальные образы содержали необходимое и достаточное для этого количество информации. Применение же в этой информации на стороне обучающихся на уровне выше первого обеспечит ее превращение в знания.

3 комментария:

  1. Инструмент, демонстрирующий, как можно работать с изобразительной наглядностью по таксономии Блума: http://web.archive.org/web/20170706023444/http://www.learnnc.org/lp/media/articles/bloom0405-3/bloompix.html

    ОтветитьУдалить
  2. Мне очень близки рисунке в учебном процессе. Использование системы вопросов по Блуму - это то, что я так долго искала. Подсказать было некому. Спасибо за информацию. Лучше позже, чем никогда!

    ОтветитьУдалить
  3. Исправляю слово рисунки.

    ОтветитьУдалить