Комментированный обзор основополагающего труда по таксономии образовательных целей (часть 1. Когнитивная сфера)
Почему я взялся за изложение содержания книги, которая вышла более полувека назад? Ведь с тех пор в деле образования и обучения появилась масса нового. Так оно и есть: одних
моделей учебного (педагогического) дизайна ̶ от могучих концепций до частных методик ̶ Ваш покорный
слуга насчитал более 180 и… и бросил это дело: нельзя объять необъятного. Тем
не менее большая часть этих моделей неявно или непосредственно базируется на когнитивный таксономии образовательных целей, опубликованный
в 1956 году коллективом под руководством Бенджамина Блума.
Игнорировать таксономию Блума, на наш взляд, ̶ всё равно что изучать органическую химию, не зная
таблицы Менделеева. В точных и естественных науках такие номера едва ли
проходят, чего, к сожалению, порой нельзя сказать о науках и гуманитарных. В результате, гоняясь за так называемыми образовательными инновациями, педагоги
опираются не на их сущность, а действуют будучи очаровательными их
привлекательными внешними формами, упуская базовое.
Таксономия Блума представляет собой смысловой,
содержательный каркас для тотального большинства подходов к обучению.
Послушаем авторов таксономии:
“Ожидается, что таксономия окажет общую помощь всем учителям,
администраторам, специалистам и исследователям, которые занимаются проблемами
обучения и его оценки.
Таксономия специально предназначена, чтобы помочь педагогам рассмотреть
эти проблемы с большой точностью. Например, некоторые учителя считают, что их
ученики должны «действительно понимать» изученное, другие желают, чтобы ученики
«усвоили знания», а третьи хотят, чтобы их ученики «поняли суть или сущность»
или «действовали осмысленно». Эти специалисты имеют в виду одно и то же? К
примеру, что делает студент, который «действительно понимает», а чего он не
делает, когда не понимает?
С помощью опоры на таксономию как на набор стандартных определений
учителя должны иметь возможность идентифицировать столь туманные термины, как
те, что приведены выше. Это должно облегчить обмен информацией и достижение
согласия о качестве учебных программ и критериях оценки. Сейчас обсуждение
данных вопросов нередко разочаровывает, потому что слишком часто то, что
кажется само собой разумеющимся, исчезает при более внимательном рассмотрении
используемых образных терминов” (с. 2).
Более того, таксономия должна стать источником конструктивной помощи для определения содержания учебных программ и критериев оценки их усвоения. Специалисты, создающие обучающий продукт и/или непосредственно занятие преподаванием, получают возможность выявить ряд детализированных целей или результатов в когнитивной области, в сфере мышления учащихся.
"Термин «когнитивный» используется для обозначения таких действий, как
запоминание и повторение знаний, мышление, решение проблем, создание чего-либо" (с.2)
Актуальны ли процессы
- узнавания, запоминания и воспроизведения информации,
- понимания изученного,
- применения знаний и навыков,
- мыслительного анализа и синтеза,
- грамотной оценки информации и фактов,
- создания творческих продуктов (сочинений, проектов, эссе и т.п.)
для ваших обучающихся?
Если так, то таксономия Блума нам необходима. Какими бы индивидуальными и групповыми, очными, удаленными или смешанными,
традиционными или модерновыми формами обучения вы бы ни занимались, без
перечисленных выше когнитивных процессов и оценки успешности их формирования нам
не обойтись. В этом состоит фундаментальный смысл и непреходящая актуальность таксономии целей обучения Бенджамина Блума.
См. также: Таксономия целей обучения. Домены обучения
А вот кто бы эту книгу все - ж таки перевел!
ОтветитьУдалитьИ желательно на 2 колонки - слева английский, справа русский.
Все - таки основоположников надо читать , они ребята были правильные!
А есть ли эта книга есть в свободном доступе?
можно ли где-то ее скачать?
В свободном доступе есть, но дорого :)
ОтветитьУдалитьНасколько мне известно, она не переведена на русский