Методологическая основа
обучения решению комплексных задач
Одна из самых продвинутых
и признанных моделей для обучения решению комплексных задач базируется на методологии инженерии знаний и
данных когнитивной психологии, а именно, на модели СТА (Cognitive
Task Analysis – Познавательный анализ
задач (ПАЗ).
Для понимания этой модели важно
обратить внимание на три обстоятельства:
1. В рамках модели СТА речь может вестись не только о сугубо
когнитивных, интеллектуальных задачах, но и о тех, где могут задействоваться моторные
навыки (например, при проведении хирургических операций или игре в теннис), а
также эмоционально-ценностная (аффективная)
область познания (управление эмоциями, поддержание устойчивого интереса и т.п.), образное мышление.
Поэтому смысл английского слово «сognitive», нам кажется, вернее передавать по-русски словом
«познавательный», а не более узким по смыслу «когнитивный».
2. В корпоративном обучении, в тех организациях, где активно
задействованы процессы управления знаниями, в основу обучения могут класться экспертные
знания наиболее успешных специалистов, включая неявные. Удельный вес экспертных знаний
(наряду с явными концептуальными, эмпирическими, а также процедурными: формализованными
инструкциями и регламентами и т.п.) может быть весьма высок и даже
доминировать. В академическом обучении, если практический опыт
преподавательского состава невелик, основой для запуска обучению решать
комплексные задачи могут выступать грамотно составленные учебные программы,
образовательные и профессиональные стандарты.
3. В настоящее время описано более ста типов
(!) методов, которые используются в СТА. Это вызывает немалые трудности при их
изучении и освоении. Тем не менее, применительно к обучению можно выделить определенные регулярности
(паттерны) для работы с моделями СТА и их использованием в учебном процессе.
Методы СТА используются не
только в деле управления и его автоматизации, но и все активнее врываются в
сферу учебного (педагогического) дизайна. Причем и в менеджменте, и в обучении
СТА имеют если не тождественные, то в многом совпадающие по вектору, цели.
Особенно ярко это заметно в условиях профессионального образования.Целями или результатами описания процессов с помощью СТА прежде всего являются:
- Описание той или иной деятельности и условий ее производительности (эффективности). Это может быть сознательная или неосознаваемая деятельность людей, а также работа и свойства машин, материалов (объектов труда), инструментов и оборудования. Пусть вас не смущает присутствие здесь неживых объектов: их ведь также нужно изучать.
- Необходимые для осуществления деятельности эмпирические (фактические), концептуальные и процедурные, а также метакогнитивные знания.
- Различного рода стандарты (в широком смысле этого слова), используемые для регулирования выполнения той или иной деятельности и входящих в нее задач.
- Предшествующие процессу обучения (или иной деятельности) тексты, учебные пособия, инструкции, тесты,а также экспертные или интеллектуальные обучающие системы. Причем все они могут использоваться как для передачи «готовых» сложных знаний, так и для получения новых.
* * * * *
Онлайн-интесив |
Комментариев нет:
Отправить комментарий