Представьте себе ситуацию:
Думается, здесь могут быть реализованы 3 варианта
1. Н.Р. согласно таксономии Блума запускает снизу вверх, от простого к сложному и пошагово мыслительные процессы, прописанные, к примеру, в классической таксономии Блума:
- припомнит, какие практические действия и решения, способные помочь при выполнению новой задачи, имели место в его прошлом практическом опыте и имеющихся знаниях (уровень применение);
- оценит свое мастерство (компетенции), которые можно привлечь для решения новой задачи, и сделает выводы о степени их применимости (оценка, по Блуму);
- предположит, что нужно сделать (уровень применения), к кому и чему обратиться, что изучить и какие освоить нужные для выполнения задачи действия;
- наметит план выполнения задачи (синтез), прикинет, какие для этого нужны ресурсы (анализ);
Некий
руководитель (выше)среднего звена (назовем его Н.Р.) получил от более высокого
руководителя или собственника приказ: внедрить в своем департаменте (отделе, на
заводике, производственном участке, на ферме и т.п.) инновацию. Для большей убедительности
можете представить на месте этого
субъекта себя.
Каковы первые
действия этого человека? Какие познавательные навыки у него «включаются»?Думается, здесь могут быть реализованы 3 варианта
1. Н.Р. согласно таксономии Блума запускает снизу вверх, от простого к сложному и пошагово мыслительные процессы, прописанные, к примеру, в классической таксономии Блума:
2. Н.Р. обратится к
своему опыту решения задач (к метакогнитивному опыту) и имеющимся у него знаниям о том, как он раньше решал сходные и подобные задачи. То есть
обращается к так называемым метазнаниям.
3. Обращается
попеременно к процессам 1 и 2.
Если у нашего
героя хорошо сформированы метакогнитивные процессы – знания о своей
мыслительной деятельности и присущим ей умениям и навыкам, то, скорее всего, он
будет действовать так:
- переберет
известные ему факты, понятия, концепции, физические объекты, трудности и
ограничения, которые могут «освежить» в его мышлении располагаемые им сведения
о выполнении сходных задач (уровень «знание» по Блуму);- припомнит, какие практические действия и решения, способные помочь при выполнению новой задачи, имели место в его прошлом практическом опыте и имеющихся знаниях (уровень применение);
- оценит свое мастерство (компетенции), которые можно привлечь для решения новой задачи, и сделает выводы о степени их применимости (оценка, по Блуму);
- предположит, что нужно сделать (уровень применения), к кому и чему обратиться, что изучить и какие освоить нужные для выполнения задачи действия;
- наметит план выполнения задачи (синтез), прикинет, какие для этого нужны ресурсы (анализ);
- вспомнит
удачные и неудачные примеры решения задач из своей жизни и чужого опыта и продумает, как
достичь нужного результата ;
- оценит степень
своей готовности и способности к выполнению задания (оценка) и т.п..
Нечто подобное
работает и в обучении, а не только при выполнении приказов или решении проблем:
метакогнитивные знания относятся к нашему осознанию, мониторингу и рефлексии того, как мы мыслим + как улучшить эти процессы. У нас должно быть достаточно метакогнитивных знаний, чтобы сформулировать, как и при каких условиях мы учимся, мыслим и действуем лучше всего.
метакогнитивные знания относятся к нашему осознанию, мониторингу и рефлексии того, как мы мыслим + как улучшить эти процессы. У нас должно быть достаточно метакогнитивных знаний, чтобы сформулировать, как и при каких условиях мы учимся, мыслим и действуем лучше всего.
А как правильно,
в каком порядке запускать метакогниции и «просто когниции», зафиксированные в
классической таксономии Блума? Можно ли им – метакогнициям - обучать? Как за конкретными
частными не-мета целями обучения: запоминание, понимание, применение, анализ,
синтез – не упустить целостного результата изучения той или иной дисциплины,
выращивания целостного, а не частичного, человека и специалиста?
Наконец, чему
служит таксономия Блума: определению, выработке систематического результата
изучения той или иной дисциплины или формальной (и ненавистной ученикам) оценке (тестированию наличия) отдельных и разрозненных мыслительных процессов?
ИМХО, на все эти
вопросы есть конструктивные и положительные ответы.
О них еще
поговорим: немного в следующих публикациях и подробно в ходе онлайн курса "Система эффективных заданий в дистанционном и смешанном обучении»(на основе таксономии Б. Блума)"
Комментариев нет:
Отправить комментарий