Обучающимся приходится много работать с текстами: с учебниками и
первоисточниками, устными речами преподающих, самим давать письменные и устные
ответы. От учеников требуется проникнуть
в содержание чужих мыслей, сведения про то, что зачастую отсутствует в их личном
опыте. Далеко не просто и далеко не всегда удается должным образом сделать это.
Однако чтение, слушание или письмо не есть нечто сугубо стихийное и мало
осознаваемое. Тексты строятся и
декодируются по определенным правилам, получившим еще в IV в.
до н.э. с легкой руки древних
греков название топосы.
Топосы (топы)– это смысловые
схемы, отражающие специфику мыслительной
деятельности человека в процессе изучения
или изложения той или иной темы при чтении или говорении (письме). Это ментальные (и речевые) модели,
способствующие реализации правил и рекомендаций о том, как правильно подступиться к предмету изучения и
общения.
Система топосов (топика), если верить античным мыслителям, представляет
собой понятийный остов, позволяющий мыслить о любом предмете и убедительно выражать
свои мысли в речи, устой или письменной.
Например, при написании эссе, защите проектов.
Не слишком ли самонадеянными были древние греки? Давайте
проверим это прямо здесь и сейчас:
Шаг 1.
Выделите две-три минуты свободного времени и мысленно составьте сочинение
(5-7 предложений) на тему «Что такое выходной». Сделайте паузу. Не читайте этот
пост дальше, не переходите к шагу 2, пока не завершите этот.
Шаг 2.
Составьте сочинение на тему «Что такое выходной», мысленно отвечая на
вопросы в соответствии со смысловыми схемами (топиками). (Шутки при этом не
возбраняются.)
- Что является общим понятием по отношению к слову «выходной»? (топос род-вид)
- Дайте определение понятию выходной (топос определение, что есть что? (что является чем?)
- Частью чего является выходной? Из чего состоит выходной? (топос часть-целое)
- Каковы существенные особенности, признаки выходного (топос признаки и свойства)
- С чем схож выходной, от чего отличен, чему противоположен, с какими образами, ассоциациями, воспоминаниями связан? (топос сопоставление)
- Что является причиной выходного? Его следствием? (топос причина и следствие) и т.д.
Справились с шагом 2? Почувствовали разницу между 1-м и 2-м шагами? На
каком из них мыслилось систематичнее и разнообразнее? Если не сильно почувствовали,
перейдите к следующему шагу. Точно
почувствуете!
Шаг 4.
Выше вы имели дела с довольно абстрактными топосами. Давайте их упростим, приблизим
к жизни, к практике. Ответьте мысленно (а можно вслух или даже письменно) на вопрос,
потратьте пару-тройку минут:
Какое определение выходному вы бы дали
как
- пятиклассник,
- поэт,
- юрист,
- грузчик,
- домохозяйка с тремя детьми?
Есть креатив? Ожили фантазия, прошлый опыт и образы, чувство юмора, запустился
внутренний диалог?
Наконец, не врали ли древние про эти топосы?
* * *
Специфика топосов состоит в том, что они не требуют глубоких
фундаментальных познаний в изучаемой
предметной области. Однако они позволяют на основе естественной языковой
компетентности приобрести такие познания естественным образом, при этом топосы и составленные на их основе вопросы сходу понятны ученикам и просты для них в применении.. Насколько шире, эмоциональнее и глубже вы прониклись (бы) понятием «выходной», если буквально и педантично
выполнили (бы) предыдущие задания, не так ли? При этом сами, опираясь лишь на знание родного
языка и свой опыт, актуализированный вопросами-топосами и свою языковую компетенцию).
В поверхностности топосы нельзя упрекнуть, поскольку они (при правильном применении)
задают широкий набор правил и формул подходящего поведения и способов
мышления при изучении и порождении
текстов. Кроме того, владея топосами, читающий
или слушающий и, особенно, отвечающий ученик обретают необходимую уверенность в
себе.
Чем больше в учебном процессе, в репертуарах преподавателя и учащегося топосов – ментальных моделей для
познания и описания реальности, тем выше их компетенция как читателей и авторов
устных и письменных текстов, тем качественнее обучение.
Техника работы с топосами в обучении предельно проста – это техника
правильно поставленных вопросов, которые объединяются в группы под названием «учебная
эвристика».
Такие эвристики, будучи доступными ученикам, позволяют им устанавливать большое
количество связей между описываемых в текстах фактами, а также соотносить их с личным опытом и представлениями.
Снабжать учеников такими вопросами, добиваться, чтобы они становились основой
их ментальных процессов на лекциях, при
самостоятельном чтении дома, в ходе устных и письменных ответов – очень эффективный
метод обучения и организации самостоятельной работы.
Любой обучающий курс, любая специальность есть не что иное, как набор более или менее правильно
оформленных в словесной или иной знаковой форме топосов – мыслительных схем.
Причем в разных предметных областях свои топосы. Протоколы поведения при пожаре
и при родовспоможении, к примеру, не взаимозаменяемы. В практикоориентированном
обучении топосы представляют собой достаточно развернутые планы действий. Отвечая
на правильно поставленные вопросы эвристик, созданных на основе топосов (см. шаги
1-4 выше, к примеру), мы поставим ученика в активную позицию, задействуем его
индивидуальный интерес, личные мнения, опыт и креативность, гармонично сопряжем
их с содержанием обучения, с «чужими мыслями», побудим вступить с ними во внутренний или внешний диалог.
Публикации на эту же тему:
- Задавать учебные вопросы: техника и искусство
- Организация учебного знания
- Помочь ученику упорядочить изучаемую предметную область –2
- Коротко от учебной эвристике
Комментариев нет:
Отправить комментарий