Комментированный обзор основополагающего труда по таксономии образовательных целей (часть 1. Когнитивная сфера)
Taxonomy of
educational objectives. Нandbook I: Cognitive Domain, 1956
Почему мы обратились к столь “древнему” труду, вышедшему в свет аж в 1956 году? С тех пор многое изменилось в деле обучения и образования
в целом. Да и сама ведущая,
по мнению Блума, таксономия, касающаяся важнейшей области обучения: формирования мыслительной сферы
обучающихся и оценки их когнитивных навыков - была существенно
пересмотрена и дополнена. (Правда, произошло это почти полвека спустя).
Тем не менее, ценность и польза обращения к
первоисточнику видится в следующем:
- необходимо реконструировать причины, проблемы и следствия, вызвавшие возникновение таксономии (точнее, нескольких таксономий), поскольку эти причины и задачи, решаемые Блумом и его соавторами, относятся к разряду вечных проблем образования и задач, постоянно воспроизводящихся в каждом учебном заведении и в деятельности каждого ученика. Эти задачи касаются того, как научить ученика пользоваться своим мозгом, эмоциями и телом в ходе обучения и как оценить успешность этого процесса в условиях массового образования, по единым объективным критериям. Осознаем мы то или нет, но все равно в том или ином виде сами осуществляем описанные и систематизированные Блумом процессы.
- полезно реконструировать оригинал таксономии, поскольку сама она обросла массой не всегда верных интерпретаций и домыслов. Насколько нам известно, на русский язык рассматирваемая книга не переводилась, что только увеличило изощренность некорректных охотников до вольных интерпретаций.
- наконец, если вы решите использовать таксономию Блума, то делать это стоит не просто точно и грамотно, но и на уровне прочных умений и даже автоматизированных навыков.
Согласно первоначальному замыслу создатели
таксономии сами себе выдвинули требование: должны быть классифицированы и
систематизированы все аспекты образовательного процесса: мыслительный (работа памяти и интеллект), эмоционально-чувственный и психо-моторный, которые была распределены на три домена (области) результатов обучения
да и самого обучения в целом:
Рассматриваемая здесь книга посвящена как раз
первому, внешне как будто самому простому домену: когнитивному.
Согласно авторам, этот домен является наиболее важным в деле обучения
и проще всего в части разработки
контролирующих тестов. В этой области имеются готовые проработанные учебные
программы и материалы, здесь легче всего описать желательное поведение учащихся. Именно по этим причинам Блум с
коллегами взялись сначала за разработку таксономии когнитивных целей обучения
(с. 7).
По существу, этот домен касается дела обучения в
чистом виде, принадлежит к сфере дидактики и представляет собой лишь первую
часть задуманной таксономии
образовательных целей.
Вторая часть таксономии - аффективный домен. Как
признаются авторы, бо'льшая часть времени была посвящена классификации целей именно под этот домен:
“Трудно описать
поведение, соответствующее этим образовательным целям, так как внутренние или
скрытые чувства и эмоции так же значимы для этой области, как и явные
поведенческие проявления. При этом процедуры тестирования для
аффективного домена все еще находятся на примитивной стадии” (с.8).
Позже под редакцией Блума была издана и
вторая часть таксономии – про аффективный домен.
“Мы обнаружили, что аффективный домен гораздо
сложнее структурировать, и мы гораздо менее удовлетворены результатом. Однако
мы надеемся, что это станет достаточным достижением в этой области, чтобы
привлечь внимание к проблемам терминологии аффективной области”.
Сегодня имеется несколько убедительных версий
аффективной таксономии. На наш взгляд, реализация целей обучения в этом домене
требует работы с большими данными и использования интеллектуальных обучающих
систем. Мозг живого преподавателя попросту не способен к полному и
систематическому восприятию и, тем более, оперативной обработке всего объема поступающих от учащихся
аффективных данных. Особенно при групповых и творческих формах работы учащихся.
По существу, таксономию аффективных целей следует
отнести к описанию не столько дидактической стороны образовательного процесс,
сколько к воспитательной.
Учебный дизайн (Instructional design) незаслуженно упрекают, что он
пренебрегает воспитательной стороной образовательного процесса. Именно эта
часть таксономии “отвечает” за психологическое саморегулирование поведения,
нормы общения, следование требованиям нравственности, позитивное отношение к
ненасильственному поведению, социальной справедливости и активности, честности
и т. д.
При описании психо-моторного домена в 1956
году авторы посчитали, что в то время разработка классификации его учебных целей
едва ли полезна, поскольку в средних школах и колледжах соответствующие навыки
представлены мало.
Едва ли с этим можно согласиться, как минимум, в
контексте обучения большинству рабочих профессий, в хирургии, спорте; в поведении, обеспечивающем
физическую работоспособность и заботу о своем здоровье и красоте, а также обработку
данных, поступающих через органы чувств. (Вспоминаются уроки созерцания природы в японских
школах).
Как бы там ни было, сегодня существует несколько
весьма продуктивных и полезных таксономий для этого домена. Но это уже другая история.
См. также:
Программа «Здоровье с Еленой Малышевой» — первая в истории мирового научно-популярного телевидения настоящая телевизионная клиника: операции проводятся прямо в студии diagnoz. Работа по созданию безопасных условий для проведения медицинских процедур в условиях съемки телепередачи продолжалась много лет и закончилась созданием особой декорации — телевизионной клиники, в которой есть специальная телеоперационная. В этой операционной работают семь камер, включая специальную «летающую камеру».
ОтветитьУдалитьИспользуйте мультитематические площадки. Крупные площадки имеют впечатляющий престиж купить ссылки для продвижения сайта в яндексе, доля из которого перейдет страничке. Проблема в слишком высокой стоимости на множества этих ресурсах, но в издержки весьма окупятся подъемом в поисковой выдаче.
ОтветитьУдалить