суббота, 31 августа 2019 г.

Таксономия целей обучения. Домены обучения

Комментированный обзор основополагающего труда по таксономии образовательных целей (часть 1. Когнитивная сфера)

Taxonomy of educational objectives. Нandbook I: Cognitive Domain, 1956 



Почему мы обратились к столь “древнему” труду, вышедшему в свет аж в 1956 году?  С тех пор многое изменилось в деле обучения и образования в целом. Да и сама ведущая, по мнению Блума, таксономия, касающаяся важнейшей области обучения: формирования мыслительной сферы обучающихся и оценки их  когнитивных навыков - была существенно пересмотрена и дополнена. (Правда, произошло это почти полвека спустя). 


Тем не менее, ценность и польза обращения к первоисточнику видится в следующем:

  • необходимо реконструировать причины, проблемы и следствия, вызвавшие возникновение таксономии (точнее, нескольких таксономий), поскольку эти причины и задачи, решаемые Блумом и его соавторами, относятся к разряду вечных проблем образования и задач, постоянно воспроизводящихся в каждом учебном заведении и в деятельности каждого ученика. Эти задачи касаются того, как научить ученика пользоваться своим мозгом, эмоциями и телом в ходе обучения и как оценить успешность этого процесса в условиях массового образования, по единым объективным критериям. Осознаем мы то или нет, но все равно в том или ином виде сами осуществляем описанные и систематизированные Блумом процессы.
  • полезно реконструировать оригинал таксономии, поскольку сама она обросла массой не всегда верных интерпретаций и домыслов. Насколько нам известно, на русский язык рассматирваемая книга не переводилась, что только увеличило изощренность некорректных охотников до вольных интерпретаций.
  • наконец, если вы решите использовать таксономию Блума, то делать это стоит не просто точно и грамотно, но и на уровне прочных умений и даже автоматизированных навыков.

Согласно первоначальному замыслу создатели таксономии сами себе выдвинули требование: должны быть классифицированы и систематизированы  все аспекты образовательного процесса: мыслительный (работа памяти и интеллект), эмоционально-чувственный и психо-моторный, которые была распределены на три домена (области) результатов обучения да и самого обучения в целом:



Рассматриваемая здесь книга посвящена как раз первому, внешне как будто самому простому домену: когнитивному.
Согласно авторам, этот домен является наиболее важным в деле обучения и проще всего в части разработки контролирующих тестов. В этой области имеются готовые проработанные учебные программы и материалы, здесь легче всего описать желательное поведение учащихся. Именно по этим причинам Блум с коллегами взялись сначала за разработку таксономии когнитивных целей обучения (с. 7). 
По существу, этот домен касается дела обучения в чистом виде, принадлежит к сфере дидактики и представляет собой лишь первую часть задуманной таксономии образовательных целей.  

Вторая часть таксономии - аффективный домен. Как признаются авторы, бо'льшая часть времени была посвящена классификации целей именно под этот домен:
“Трудно описать поведение, соответствующее этим образовательным целям, так как внутренние или скрытые чувства и эмоции так же значимы для этой области, как и явные поведенческие проявления. При этом процедуры  тестирования для аффективного домена все еще находятся на примитивной стадии” (с.8).
 Позже под редакцией Блума была издана и вторая часть таксономии – про аффективный домен.

“Мы обнаружили, что аффективный домен гораздо сложнее структурировать, и мы гораздо менее удовлетворены результатом. Однако мы надеемся, что это станет достаточным достижением в этой области, чтобы привлечь внимание к проблемам терминологии аффективной области”.

Сегодня имеется несколько убедительных версий аффективной таксономии. На наш взгляд, реализация целей обучения в этом домене требует работы с большими данными и использования интеллектуальных обучающих систем. Мозг живого преподавателя попросту не способен к полному и систематическому восприятию и, тем более, оперативной обработке всего объема поступающих от учащихся аффективных данных. Особенно при групповых и творческих формах работы учащихся.

По существу, таксономию аффективных целей следует отнести к описанию не столько дидактической стороны образовательного процесс, сколько к воспитательной.
Учебный дизайн (Instructional design) незаслуженно упрекают, что он пренебрегает воспитательной стороной образовательного процесса. Именно эта часть таксономии “отвечает” за психологическое саморегулирование поведения, нормы общения, следование требованиям нравственности, позитивное отношение к ненасильственному поведению, социальной справедливости и активности, честности и т. д.

При описании психо-моторного  домена в 1956 году авторы посчитали, что в то время разработка классификации его учебных целей едва ли полезна, поскольку в средних школах и колледжах соответствующие навыки представлены мало. 
Едва ли с этим можно согласиться, как минимум, в контексте обучения большинству рабочих профессий, в хирургии, спорте; в поведении, обеспечивающем физическую работоспособность и заботу о своем здоровье и красоте, а также обработку данных, поступающих через органы чувств. (Вспоминаются уроки созерцания природы в японских школах).   
Как бы там ни было, сегодня существует несколько весьма продуктивных и полезных таксономий для этого домена. Но это уже другая история.

См. также: 

2 комментария:

  1. Программа «Здоровье с Еленой Малышевой» — первая в истории мирового научно-популярного телевидения настоящая телевизионная клиника: операции проводятся прямо в студии diagnoz. Работа по созданию безопасных условий для проведения медицинских процедур в условиях съемки телепередачи продолжалась много лет и закончилась созданием особой декорации — телевизионной клиники, в которой есть специальная телеоперационная. В этой операционной работают семь камер, включая специальную «летающую камеру».

    ОтветитьУдалить
  2. Используйте мультитематические площадки. Крупные площадки имеют впечатляющий престиж купить ссылки для продвижения сайта в яндексе, доля из которого перейдет страничке. Проблема в слишком высокой стоимости на множества этих ресурсах, но в издержки весьма окупятся подъемом в поисковой выдаче.

    ОтветитьУдалить