Комментированный
обзор основополагающего труда по таксономии образовательных целей (часть 1.
Когнитивная сфера)
Taxonomy of educational
objectives. Нandbook I: Cognitive Domain, 1956
Идея создать классификацию образовательных целей возникла в 1948 году на неофициальной встрече экзаменаторов колледжей, которые присутствовали на
съезде Американской психологической ассоциации. Была констатирована
необходимость в создании концепции, которая могла бы использоваться для облегчения общения между экспертами, разрабатывающими экзаменационные материалы в различных образовательных организациях, а
также об обмене этими материалами.
Иными словами, речь шла об унификации и
стандартизации описаний результатов обучения. Этот процесс на постсоветском
пространстве в виде «придумывания» госстандартов
начался позже и, похоже, еще не завершен. И едва ли где бы то ни было
может быть разрешен окончательно и
бесповоротно, поскольку целеполагание
в обучении - это процесс итерационный и решается методом
постепенного приближения.
На встрече было достигнуто согласие в том что,
теоретическую основу такой концепции оптимальнее всего получить с помощью
классификации образовательных целей,
“поскольку цели образования обеспечивают основу для разработки
содержания учебных программ и тестов и представляют собой отправную точку для
большей части наших исследований в области образования” (с. 4).
Здесь важно обратить внимание на то, что эта
классификация должна была охватывать все аспекты (домены) образования, т.е. быть единым и целостным инструментом. Известные нам сегодня три группы
таксономии, касающиеся когнитивной, аффективной и
психомоторной составляющей, - это, как думалось в
48-м и 56-м годах, не самостоятельные автономные теоретические
конструкты, а составные части, элементы одной концепции.
Увы, ни самим инициаторам идеи таксономии, ни
коллективам авторов ее 1-ой (когнитивные домен) и 2-ой (аффективный домен) частей, ни продолжателям их дела, на наш
взгляд, до сих пор не удалось целостное решение этой задачи. Чаще всего
звучат декларативные пожелания
при работе с одной частью таксономии учитывать наличие целей других таксономий. На практике же учителя и преподаватели обеспечивают единство познавательной, эмоциональной и психомоторной деятельности учащихся преимущественно интуитивно, по наитию, что им, нужно сказать, в определенной степени удается.
Существует целый ряд моделей (методик) учебного дизайна (Instructional design), которые существенно приблизились к решению проблемы согласованной работы с целями из различных доменов в рамках одной учебной программы. Например, комлексный подход к ID, мотивационный дизайн и др.
Значительный вклад в дело синхронизации работы со всеми доменами знаний в рамках одной учебной
программы внесла пересмотренная таксономия когнитивной сферы, введя категорию
“обучение навыкам мышления высшего порядка» (Higher Order Thinking
Skills (HOTS), предполагающую введение
и оценку коллективных форм работы учащихся и понятие «метакогнитивное знание», описывающее
процессы рефлексии учащихся над изученным материалом и способами его изучения,
а также учебного общения.
Несмотря на некоторую свою рассогласованность, части таксономии позволяют с достаточно высокой
степенью понять и определить:
- какое желаемое поведение в рамках изучения того или иного предмета, способов деятельности требуется от учащихся (Применительно к таксономии когнитивных целей, это действия по запоминанию, пониманию, применению информации и имеющегося опыта, анализа знаний и фактов, их оценки, а также созданию учениками собственных творческих продуктов),
- каким должно быть содержание учебного курса, процесса, на основе изучения чего учащиеся смогут достигать искомых результатов обучения (Что именно нужно знать, понимать и уметь, чтобы делать нечто (грамотно писать и излагать свои мысли, решать задачи, создавать предметы и услуги, успешно взаимодействовать с людьми и т.д.),
- какими должны быть обучающие и проверочные тесты и работы, иные формы ученической активности, их количество.
Да, таксономия Блума не
идеальна. Как и любой продукт человеческой деятельности, ее можно
совершенствовать и развивать. Однако она достаточно компактна, проста в
понимании и применении и, на наш взгляд, сегодня является наиболее совершенным
инструментом для решения образовательных задач, как минимум, задач обучения,
дидактических. Таксономия когнитивных целей достаточно четко и в
достаточном - реалистичном, доступном - объеме описывает, как можно работать с умственными
процессами учащихся, формировать, развивать и достоверно оценивать степень их
сформированности.
Дело за малым: сформировать и довести до уровня уверенных
умений и даже автоматизированных навыков ее использование. Применять таксономию
когнитивных целей в повседневной практике - вполне посильная задача для каждого
преподающего.
См. также:
Комментариев нет:
Отправить комментарий