среда, 11 сентября 2019 г.

Эта “пофигистическая” таксономия Блума

Дискуссионные вопросы о таксономии образовательных целей  Б.Блума - 1
Создатели таксономии Блума стремились к тому,  чтобы система описываемых ими целей образования была нейтральной (если не индифферентный)  по отношению к различным философским концепциям образования,  мировоззренческим конструктам, разным подходам к обучению, а также направлениям и теориям психологии.

Уважаемая коллега E.Ch. усомнилась “ могут ли образовательные цели быть ценностно нейтральными?”
Не могут, если их нарочно, искусственно  делать ценностно нагруженными. Благодаря таксономии Блума в этом нет никакой необходимости.

Все части таксономии Блума как раз минимизируют такую нагрузку вплоть до нулевого значения, поскольку, какой бы мировоззренческий и ценностный подход ни исповедался бы конкретным преподавателем (что не есть хорошо в аудитории, кстати), какой бы идеологии ни придерживалась государственная или частная школа, корпоративный учебный центр или компания, в рамках любого их таких подходов учащиеся должны запоминать, понимать, применять запомненное да понятое, анализировать (причины - следствия, целое - части, вид -род и пр.), оценивать (по критериям) и т.п. 
Сами по себе когнитивные процессы (индукция или дедукция, классификация, абстрагирование, обобщение и пр., “психология” эмоций и ценностных ориентаций достаточно бессодержательны. То есть столь универсальны, что работают (и это объективно) в рамках любых концептуальных и ценностных моделей.
Более того, сама по себе иерархия образовательных целей Блума не означает иерархии их как неких ценностей. Это иерархия учебно-познавательных процессов на стороне ученика, построенная по признаку их сложности и комплексности. При этом каждый их уровней этой иерархии равноценен всем остальным по определению.

Сказанное выше справедливо не только по отношению к иерархии когнитивных процессов, но и к аффективному домену, который “занимается” как раз эмоционально-ценностной частью образовательных целей. Взгляните на представляющую этот домен схему.
А теперь ответьте на вопрос с, ИМХО, очевидным ответом:
Годятся ли перечисленные цели аффективной сферы обучения для изучения:
  • методологии естественных наук,
  • закона божьего,
  • теософии и теологии,
  • физики и метафизики
  • истории искусств и столярного дела?
Несложно заметить, что результаты аффективной сферы индифферентны (им, простите, “пофиг”) к содержательной, смысловой и фактической сторонам ценностей и идеалов. Каждая из перечисленных аффективных целей (результатов образования) применима для атеистов и для верующих, для марксистов или националистов и для их оппонентов, для сторонников советской педагогики и педагогического дизайна.

В нейтралитете таксономии Блума по отношению к разным концепциям и кроется ее универсализм. И как следствие, сила и эффективность ориентированных на результат моделей (методик) учебного дизайна - instructional design.

*   *   *   *   *
https://vnaumov.timepad.ru/event/1055479/

Комментариев нет:

Отправить комментарий