Дискуссионные вопросы о таксономии образовательных целей Б.Блума -
1
Создатели таксономии Блума стремились к тому,
чтобы система описываемых ими целей образования была нейтральной (если не
индифферентный) по отношению к различным философским концепциям
образования, мировоззренческим
конструктам, разным подходам к обучению, а также направлениям и теориям
психологии.
Уважаемая коллега E.Ch. усомнилась “ могут
ли образовательные цели быть ценностно нейтральными?”
Не могут, если их нарочно, искусственно
делать ценностно нагруженными. Благодаря таксономии Блума в этом нет никакой
необходимости.
Все части таксономии Блума как раз минимизируют
такую нагрузку вплоть до нулевого значения, поскольку, какой бы
мировоззренческий и ценностный подход ни исповедался бы конкретным
преподавателем (что не есть хорошо в аудитории, кстати), какой бы идеологии ни
придерживалась государственная или частная школа, корпоративный учебный центр
или компания, в рамках любого их таких подходов учащиеся должны запоминать,
понимать, применять запомненное да понятое, анализировать (причины - следствия,
целое - части, вид -род и пр.), оценивать (по критериям) и т.п.
Сами по себе когнитивные процессы (индукция или
дедукция, классификация, абстрагирование, обобщение и пр., “психология” эмоций
и ценностных ориентаций достаточно бессодержательны. То есть столь
универсальны, что работают (и это объективно) в рамках любых концептуальных и ценностных моделей.
Более того, сама по себе иерархия образовательных
целей Блума не означает иерархии их как неких ценностей. Это
иерархия учебно-познавательных процессов на стороне ученика, построенная по признаку их
сложности и комплексности. При этом каждый их уровней этой иерархии равноценен
всем остальным по определению.
Сказанное выше справедливо не только по отношению к
иерархии когнитивных процессов, но и к аффективному домену, который
“занимается” как раз эмоционально-ценностной частью образовательных целей.
Взгляните на представляющую этот домен схему.
А теперь ответьте на вопрос с, ИМХО, очевидным
ответом:
Годятся ли перечисленные цели аффективной сферы
обучения для изучения:
- методологии естественных наук,
- закона божьего,
- теософии и теологии,
- физики и метафизики
- истории искусств и столярного дела?
Несложно заметить, что результаты аффективной сферы
индифферентны (им, простите, “пофиг”) к содержательной, смысловой и фактической сторонам ценностей и
идеалов. Каждая из перечисленных аффективных целей (результатов образования) применима для
атеистов и для верующих, для марксистов или националистов и для их оппонентов,
для сторонников советской педагогики и педагогического дизайна.
В нейтралитете таксономии Блума по отношению к
разным концепциям и кроется ее универсализм. И как следствие, сила и
эффективность ориентированных на результат моделей (методик) учебного дизайна -
instructional design.
* * * * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий