вторник, 3 сентября 2019 г.

Таксономия целей обучения: базовые принципы и методологический нейтралитет

Комментированный обзор основополагающего труда по таксономии образовательных целей (часть 1. Когнитивная сфера)
Taxonomy of educational objectives. Нandbook I: Cognitive Domain, 1956

При обсуждении основ, на которых разрабатывалась таксономия, было решено, что в ее фундамент должны быть заложены 
1. образовательные,  
2. логические
3. психологические 
принципы. 
Порядок этих принципов указывает на степень их приоритетности. 

Первостепенное значение следует уделять образовательным соображениям. Насколько это возможно, границы между категориями таксономии должны быть тесно связаны с теми различиями в когнитивных процессах, которые педагоги осознают и используют при планировании учебных программ или при выборе учебных ситуаций. Вероятно, что эти различия могут оказаться совсем не теми, что у психологов, классифицирующих человеческое поведение. Поскольку одной из основных ценностей таксономии является улучшение взаимодействия и понимания между педагогами, превалировать должны именно образовательные особенности.


На второй по значимости позиции стоит логическая сторона таксономии. Классификация целей обучения должна быть логичной “для  максимально точного определения терминов и последовательности их использования” (с. 7).
Наконец, таксономия должна соответствовать релевантным и общепринятым  психологическим принципам и теориям.

Создатели таксономии пришли к решению, что при создании классификации целей следует приложить все усилия, чтобы избегать оценочных и идеологических суждений об образовательных целях и поведении учащихся. “Нейтралитет в отношении образовательных первопричин и философий должен быть достигнут путем построения такой системы, которая, насколько это возможно, позволяла бы включать цели из всех образовательных подходов” (с. 7-8). 

*   *   *   *   * 
С современным пониманием и способами использования таксономии Блума (когнитивный домен) вы сможете познакомиться здесь: 





Комментариев нет:

Отправить комментарий