Комментированный
обзор основополагающего труда по таксономии образовательных целей (часть 1.
Когнитивная сфера)
Taxonomy of educational
objectives. Нandbook I: Cognitive Domain, 1956
Изначальный мотив создателей таксономии образовательных целей был таков:
“Первоначально мы рассматривали проект как метод улучшения обмена идеями и материалами между экзаменаторами, а также другими лицами, занимающимися исследованиями в области образования и созданием учебных курсов. Например, использование таксономии в качестве средства в разработке точного определения и классификации таких неясных, неопределенных терминов, как «мышление» и «решение проблем», позволило бы различным учреждениям образования выявить сходства и различия между целями и содержанием их учебных программ. … Таким образом, они могли бы более точно понимать связь между спецификой обучения, предоставляемого различными учебными программами, и изменениями, происходящими в их учениках” (с. 10).
В наших условиях, при наличии государственных стандартов это вопрос, на первый взгляд, столь остро не стоит. Однако предоставляемая этими стандартами и все более расширяющаяся степень свободы в описании программ, способов и методов обучения не снимает необходимости в унификации их результатов. Кроме того, каждый учитель и преподаватель должны обеспечивать их достижение, то есть знать их дефиниции и однозначно прописанные критерии достижения этих результатов.
В упрощенном виде создание таксономии образовательных целей сходно с задачей классификации книг в фонде библиотеки. Для это устанавливается набор символов для обозначения различных классов объектов.
“Если проблема заключается в поиске новых символов для классов, можно использовать любой набор символов, чисел, бессмысленных слогов или слов. Таким образом, мы могли бы использовать символы «F» и «NF» для художественной и научной литературы. … поскольку выбранные символы не предназначены для передачи того, что один класс имеет более высокий порядок, чем другой, или что между классами существуют какие-то конкретные отношения, они могут быть выбраны очень произвольным образом” (с.10). … “Метки «беллетристика» и «научная литература» не подразумевают, что один класс книги лучше, более абстрактен или сложнее, чем другой.” (с.11).
Принятие таких классификаций потенциальными пользователями, в данном случае, библиотекарями, вероятно, будет облегчено, если названия классов являются терминами, которые пользователям хорошо знакомы, и если этим терминам даны подходящие для использования определения.
“Таким образом, основная задача при создании любого вида таксономии состоит в том, чтобы выбрать соответствующие символы, дать им точные и пригодные для использования определения и обеспечить консенсус группы, которая должна их использовать” (с.11).
Почему в постсоветских странах с таким трудом внедряются образовательные, почему их введение сопровождается сопротивлением педагогов? Да потому, что
- многие термины четко и однозначно не определены, а некоторые необходимые определения и вовсе отсутствуют,
- стандарты и содержащиеся в “подзаконных им” документах определения и критерии достижения учебных результатов многократно пересматриваются, да так скоро, что за изменениями, часто недоартикулированными, косметическими, нюансовыми, не уследить,
- среди пользователей стандартов (и даже их составителей!) нет консенсуса в понимании определений терминов, а также в содержании образовательных процессов и самого содержания образования.
Чтобы подобной разноголосицы не случалось, разработка классификации образовательных целей (результатов) требует:
- выбора соответствующего списка символов (терминов) для представления всех основных типов образовательных результатов,
- таких определений этих терминов, которые с достаточной точностью и недвусмысленно описывают эти результаты. Что позволит:
- создать условия, определить критерии для описания результатов,
- обеспечить понимание и коммуникацию о них среди учителей, администраторов, лекторов и авторов пособий, экзаменаторов, исследователей в области образования и других людей, которые могут использовать таксономию,
- наконец, добиться консенсуса среди работников образования, которые хотят использовать таксономию результатов обучения.
А если работники образования не желают использовать те или иные результаты? Ничего страшного! Если эти результаты описаны столь рационально и понятно, как к примеру, в таксономии когнитивных целей Блума, если критерии достижения этих результатов столь ясны и очевидны, что их реализация по плечу всем креативно-несогласным, но достаточно профессиональным при этом работникам, они могут пойти на компромисс ради своих учеников, поскольку именно обучающиеся и не кто иной, а тем более, не преподаватели, должны достичь этих результатов.
На эту же тему:
Онлайн-курс «Разработка комплектов упражнений и тестов на основе таксономии Б. Блума»
Комментариев нет:
Отправить комментарий