Дискуссионные вопросы о таксономии образовательных целей Б.Блума - 2
Уважаемый коллега И.Б. обратил внимание, за что ему спасибо, на «абстрактность» таксономии Блума:
С этой мыслью нельзя не согласиться, ибо слово “абстрактный” и
описываемые им свойства мыслительных процессов применительно к таксономии Блума
(да и к чему угодно) могут пониматься по-разному, Об этом, пусть и на
сложном философском языке, говорил выдающийся отечественный философ Эвальд
Ильенков:
«Абстрактное» как таковое (как «общее», как «одинаковое»,
зафиксированное в слове, в виде «общепринятого значения термина» ...) само по
себе ни хорошо, ни плохо. Как таковое оно с одинаковой легкостью может выражать
и ум, и глупость. В одном случае «абстрактное» оказывается могущественнейшим
средством анализа конкретной действительности, а в другом – непроницаемой
ширмой, загораживающей эту же самую действительность. В одном случае оно
оказывается формой понимания вещей, а в другом – средством умерщвления
интеллекта, средством его порабощения словесными штампами.”
Коллега прав: описание целей (результатов) обучения не должно
стать сугубо абстрактной схемой, их описание требует анализа
изучаемой области, включая - и это главное - активную, гибкую, осознанную и
ответственную деятельность человека в этой области. При неправильном понимании
целей таксономии Блума из них легко сделать смирительную рубашку. Как сделали
ее, на наш взгляд из компетентностного подхода в обучении и реализации
образовательных стандартов.
Дело в том, что таксономия Блума (все ее части: когнитивная, аффективная
и психомоторная) состоит из 2-х сфер: концептуальной и процедурной.
Первая описывает организацию различных мыслительных процессов
обучающихся как иерархию. Вторая – действия,
выполняя которые учащийся достигает результатов на том или ином уровне
иерархии.
Блум настоятельно подчеркивал, что учение - это не иерархия абстрактных
терминов и описываемых ими сторон психики обучаемых.
(Об)учение есть процесс.
Результаты этого процесса таксономия описывает с помощью глаголов,
обозначающих конкретные действия конкретного ученика при
изучении конкретной предметной области.
Цели, результаты обучения - это деятельность учащегося и составляющие ее
действия и операции. Цели обучения - это не иерархический список
обобщенных и утративших конкретность названий психических процессов.
“Мы рассматриваем формулировки образовательных целей как предполагаемое
поведение, которое студент должен продемонстрировать в конце некоторого периода
обучения” (Bloom (56), p.16).
Потому внутри каждого из пунктов иерархии образовательных целей Блумом и его сотрудниками
были размещены списки глаголов, охватывающих возможные конкретные результаты обучения в виде набора действий, которые описывают поведение человека в рамках изучения той или иной дисциплины. Например,
Чтобы избежать, как писал И.Б., “слепого поклонения” таксономии
Блума, нужно
- проанализировать содержание изучаемой предметной области (физические объекты и процессы, события, понятия, концепции, технологии, принципы, ценности, условия успешной деятельности и т.п.)
- составить список конкретных умственных и практических действий обучающихся, необходимых для успешного познания, жизнедеятельности и работы в этой области, то есть о том, что обучающемуся делать с этими процессами, явлениями, понятиями и концепциями.
В
этом случае таксономия целей обучения Блума не станет смирительной рубашкой в руках
преподающих, а также тех, кто проверяет деятельность этих самых преподающих и их подопечных.
Абстрактной
таксономии не существует. Цели обучения – это не стикеры, которые следует
наклеивать на лбы учеников или на страницы учебников. Цели обучения и, следовательно, их
таксономия всегда конкретны. Ее конкретность состоит не в голых результатах
оторванных от поведения учащихся итогов экзаменов, а в процессе
постоянного, все более углубляющегося, все более детализируемого описания деятельности
- да-да, тех самых поведенческих
индикаторов - обучающегося в ходе
учения.
* * * * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий