понедельник, 23 июля 2012 г.

Страшилки про e-learning. Психологический аспект.

Как бы мы ни мечтали об инновациях в e-Learning, наши электронные обучающие продукты по-прежнему реализуются преимущественно в традиционной парадигме "сообщающего обучения" (А.М. Новиков), то есть остаются репродуктивными или объяснительно-иллюстративными. Суть этих методов состоит в том, что преподаватель или курс сообщают готовую информацию разными средствами, а учащиеся "слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают" (Источник).
По большому счету в этом нет ничего фатального: десятилетиями и даже столетиями так учили и ... ничего. Результат был.
Да времена меняются, но меняется ли при этом в должном темпе обучение, которому свойственна известная консервативность.
Что же плохого в таком обучении? Его модно считать устаревшим и не годящимся для обучения взрослых.
Давайте рассмотрим некоторые издержки традиционного е-Learning, то есть такого, когда курс сообщает, показывает, изображает,
В таком безальтернативном, догматизированном знании нет ничего дурного. Это базовые, фундаментальные знания. которые могут стать как основой развития, так и инструментом оболванивания. Последнее зависит от многих факторов, наиболее броским из которых выступает качество менеджмента обучения (образования) и целевая направленность социального заказа на него.
Дело человеческого ресурса при репродуктивном обучении, даже если мы сдобрим курс проблемными вопросами, интеллект-картами, игровыми вкраплениями и даже суперобратной связью очевидно:

 Нет добра без худа, равно как и наоборот:

 В итоге мы можем пожать следующие "побочные" эффекты, особенно во взрослой аудитории:












Базовые психолого-педагогические последствия (на языке педдизайна, результаты, т.е. цели обучения) подобных издержек широко известны и регулярно воспроизводимы в практике: 

Вот теперь, вооружившись такими страшилками, можно задуматься над:
  1. Не из-за них ли ругают слайдовые курсы?
  2. А в слайдовых ли курсах дело, справедливо ли мы отождествляем исключительно с ними издержки репродуктивного и объяснительно-иллюстративного методов обучения?
  3. Неужто виртуальные миры, Web 2.0. решения, майндмепы и т.п. сами по себе гарантируют избавление от таких издержек, порывают с ограничениями сообщающего обучения?
Наш ответ на эти вопросы краток и однозначен: "Нет!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий