среда, 12 июня 2013 г.

Уровни профессионализма в е-learning (обыденное мышление)


Занимаясь обучением, транслируя аудитории знания, мы порой сами не осознаем меры своего профессионализма и … в суете повседневной деятельности и вечной перегрузки порой просто не задумываемся, а в какой мере мы профессиональны.
Взгляните на текст, коллеги:
В субботу мои очники сдали зачет по безопасности жизнедеятельности. … В компьютерной аудитории сдавали одиннадцать человек. Это самые ленивые, которые вошли в учебный портал только для того, чтобы я их допустила к зачету.  … Четверо из 11-ти не набрали необходимое для получения зачета количество баллов, и им пришлось опять вернуться в портал. Дала им возможность поправить свое незавидное положение. Видела по результатам двух дней, что все трудились уже не шутя, а достаточно добросовестно. Если бы ни эта возможность доработки дома, мне пришлось бы назначать дополнительный день, приходить в свои отпускные дни в институт и принимать у отстающих пересдачу. Сколько сэкономленного времени!
Самые старательные, а это большинство, были просто счастливы, когда я им объявила о досрочно сданном зачете. Показала ведомость по работе в портале - картина впечатляющая! Радовалась вместе с ними! В новостях сервиса всех похвалила, поименно назвала, они, в свою очередь, оставили на форуме много отзывов. И главный вопрос, заданный ими, когда же они будут учиться в такой удобной форме по всем дисциплинам?! Впечатлений было море! Незаметно для себя, ребята освоили материал в полном объеме, чего невозможно было добиться раньше. Да... необходимо срочно переводить все свои дисциплины в электронно-дистанционный формат! Преимущества налицо! как для студентов, так и для преподавателя.
 Правда, милый текст?. Его автор – преподаватель вуза Равиля Вавилова, которая по нескольку месяцев (и на протяжении нескольких лет) дистанционно и очно училась у вашего покорного слуги и других коллег по Группе НЭО с целью самой работать в ДО.
Можно ли считать этот текст продуктом профессионально-педагогическим, можно ли, транслируя  подобные тексты получить профессионального e-lerning’ца? Ой, едва ли. Да и сам автор его образчиком педагогической мысли и эталоном для передачи профессионального опыта не считает.
Зная Равилю, о ее многолетний преподавательский практике и неудержной потребности поглощать самое сложное концептуальное знание, прекрасно понимаю, что за этим обыденным текстом, этаким слепком повседневности, стоит высокий профессионализм. Знаю, что этот текст (и что Равиля об это тоже знает) – продукт не теоретический и даже не эмпирический (в духе обмена опытом или обучения на примерах).   
Сам же текст суть дневниковая запись, эмоциональный и искренний образчик предпрофессионального обыденного мышления педагога (что вовсе не умалает его ценности).

Обыденное мышление: 
  • регулятор человеческого поведения и взаимодействия, в отличие профессионального, носящий поверхностный характер, акцентирующийся на явлении, а не сущности; на форме, а не содержании; внешнем, а не внутреннем, характеризующийся несистемностью, некритичностью к собственным действиям и продуктам, предрассудками, мнениями и представлениями, неосознаваемыми стереотипами;
  • носит житейско-практический характер, функционирует вне научно-эмпирического или  теоретического, системно-логического оформления знание, не требует для своего усвоения и передачи специального обучения и являющееся повседневным, бытовым, не- и допрофессиональным достоянием членов некоторого сообщества.
Другое дело, когда обыденным текстам пытаются придать статус профессионального, либо, имея некий туманный интерес, приглашают профессионалов профессионально пообсуждать житейский текст вроде этого:
Действительно, все в нашем мире связано, и если чего-то не хватает, то все валится. В электронном образовании особенно. Какой может быть эффект у хорошего преподавателя, или разработчика, если сайт работает криво, данные бесследно пропадают. Но бывает и наоборот: платформа имеется, обучение организовано, а толку тоже нет.
На мой взгляд, хотя это и так известно из теории управления, самое лучшее состояние такое, когда хорошо всем. В электронном образовании это значит, что студенты довольны, начальство тоже (и бюджет позволяет!), мальчики-айтишники со всем справляются и ничего не портят, преподаватели и разработчики (в идеале это одно целое) с удовольствием творят курсы и применяют их.
Вопрос к коллегам: существует, на ваш взгляд, такое счастье в природе?
А затем, прекрасно осознавая, что ни один профессионал-эмпирик (практик) или профессионал-теоретик ничего глубокого по поводу приведенного набора обыденных банальностей  лаконично изложить не сможет (кроме мысли, что профессионалы банальностей не обсуждают), чтобы огорошить публику примером реализации такого счастья. Иногда, кстати, примером вполне профессиональным (см. … )

Нужно сказать, что подобный приемчик - новый шаг вперед в нашей блогосфере. Модель манипулирования усложняется и обретает вид.
Было (и еще есть):
выдавай обыденное за профессиональное (например)
Стало:
Поставь проблему перед публикой  на обыденном уровне, а затем предложи загодя заготовленное решение на профессиональном.  Честь и слава обеспечены.

Комментариев нет:

Отправить комментарий