В условиях электронного (и дистанционного) обучения по сравнению с традиционным очным, существенно меняется роль таких субъектов педагогического процесса, как обучающие.
Применительно к e-learning целесообразно выделять две категории обучающих субъектов:
Педагогический дизайн (как процесс) — это систематический, целостный процесс создания средства обучения, включающий в себя анализ потребностей в обучении и его целей, прогноз результатов обучения, постановку задачи на создание средства e-learning, разработку этого средства, методов и форм обучения, их апробацию и оценку эффективности.
Основные задачи педагогического дизайнера:
• Анализ потребности в обучении
• Уточнение объекта, предмета изучения
• Анализ цели обучения
• Анализ целевой аудитории (учащиеся)
• Анализ компетенций и ожидаемых результатов учения
• Формирование содержания программы (курса) обучения
• Анализ и структурирование учебных материалов
• Отбор средств обучения и учения
• Оптимизация затрат на создание обучающих продуктов исходя из ресурсов организации
• Определение используемых методов и форм обучения
• Разработка механизмов обратной связи от обучаемых и методов оценки их учения
• Разработка шаблонов оформления учебного материала
• Оказание методической помощи авторам медиа (учебного материала: текстов, видео, аудио и пр.)
• Структурирование и методическое редактирование материалов
• Апробация разработки
• Оценка учебной эффективности разработки
Тьютор — это специалист, управляющий самостоятельной работой обучаемых и учебным взаимодействием между ними в условиях электронного, компьютерного и/или дистанционного обучения.
Основными задачами тьютора являются:
• Пробуждение мотивов к учению
• Постановка учебных целей и задач перед обучаемыми
• Трансляция знаний, опыта, формирование и развитие умений и навыков, компетенций и способностей
• Организационно-распорядительная деятельность по обеспечению учебного процесса
• Организация взаимодействия между обучаемыми
• Получение обратной связи от обучаемых.
• Коррекция отклонений
• Текущий контроль процесса обучения
• Контроль качества знаний, умений, навыков и оценка компетенций
В отдельных случаях автор учебной программы, дизайнер и тьютор может оказаться одним и тем же лицом. Однако непрестанное усложнение самого процесса и средств компьютерного обучения ведет к тому, что автором, тьютором и педагогическим дизайнером средств ЭО все реже может выступать одно и то же лицо, на смену одиночкам идут коллективы разработчиков, среди которых не последнее место занимают также и визуальные дизайнеры и программисты, верстальщики, которые также имеют право на привнесение в обучающий продукт и плодов своего творчества. Становится очевидным, что ведущим лицом в разработке средств электронного обучения становится педагогический дизайнер.
При этом нужно иметь в виду что педагогический дизайн не исчерпывается лишь разработкой средств обучения. Это лишь конечный продукт деятельности дизайнера, фундаментальной профессиональной компетенцией которого должно, на наш взгляд, выступать владение инженерией знаний и, конкретнее, дидактической (педагогической) инженерией - «высокоточным» проектированием процесса обучения, которое впоследствии может быть воспроизведено в другой «точке» времени и пространства при выполнении заранее определенных условий" (K. Ruthven).
Источник
Применительно к e-learning целесообразно выделять две категории обучающих субъектов:
- педагогические дизайнеры;
- тьюторы.
Педагогический дизайн (как процесс) — это систематический, целостный процесс создания средства обучения, включающий в себя анализ потребностей в обучении и его целей, прогноз результатов обучения, постановку задачи на создание средства e-learning, разработку этого средства, методов и форм обучения, их апробацию и оценку эффективности.
Основные задачи педагогического дизайнера:
• Анализ потребности в обучении
• Уточнение объекта, предмета изучения
• Анализ цели обучения
• Анализ целевой аудитории (учащиеся)
• Анализ компетенций и ожидаемых результатов учения
• Формирование содержания программы (курса) обучения
• Анализ и структурирование учебных материалов
• Отбор средств обучения и учения
• Оптимизация затрат на создание обучающих продуктов исходя из ресурсов организации
• Определение используемых методов и форм обучения
• Разработка механизмов обратной связи от обучаемых и методов оценки их учения
• Разработка шаблонов оформления учебного материала
• Оказание методической помощи авторам медиа (учебного материала: текстов, видео, аудио и пр.)
• Структурирование и методическое редактирование материалов
• Апробация разработки
• Оценка учебной эффективности разработки
Тьютор — это специалист, управляющий самостоятельной работой обучаемых и учебным взаимодействием между ними в условиях электронного, компьютерного и/или дистанционного обучения.
Основными задачами тьютора являются:
• Пробуждение мотивов к учению
• Постановка учебных целей и задач перед обучаемыми
• Трансляция знаний, опыта, формирование и развитие умений и навыков, компетенций и способностей
• Организационно-распорядительная деятельность по обеспечению учебного процесса
• Организация взаимодействия между обучаемыми
• Получение обратной связи от обучаемых.
• Коррекция отклонений
• Текущий контроль процесса обучения
• Контроль качества знаний, умений, навыков и оценка компетенций
В отдельных случаях автор учебной программы, дизайнер и тьютор может оказаться одним и тем же лицом. Однако непрестанное усложнение самого процесса и средств компьютерного обучения ведет к тому, что автором, тьютором и педагогическим дизайнером средств ЭО все реже может выступать одно и то же лицо, на смену одиночкам идут коллективы разработчиков, среди которых не последнее место занимают также и визуальные дизайнеры и программисты, верстальщики, которые также имеют право на привнесение в обучающий продукт и плодов своего творчества. Становится очевидным, что ведущим лицом в разработке средств электронного обучения становится педагогический дизайнер.
При этом нужно иметь в виду что педагогический дизайн не исчерпывается лишь разработкой средств обучения. Это лишь конечный продукт деятельности дизайнера, фундаментальной профессиональной компетенцией которого должно, на наш взгляд, выступать владение инженерией знаний и, конкретнее, дидактической (педагогической) инженерией - «высокоточным» проектированием процесса обучения, которое впоследствии может быть воспроизведено в другой «точке» времени и пространства при выполнении заранее определенных условий" (K. Ruthven).
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий