Следует различать
- персонализацию (индивидуальный подход) обучения как его кастомизацию, идущую извне ученика - за счет адаптации преподавания к потребностям ученика при достижении не учеником поставленных целей, и
- персона-, студент-, клиентцентрированное, а также самоорганизующееся обучение, где цель и задачи обучения определяет полностью или в существенной степени сам учащийся. И не только их, но и многие способы и условия их достижения (индивидуализированный подход).
В первом случае - обучение носит директивный характер, иногда ловко маскируемый, во втором -
демократический и даже постдемократический характер (социальный конструктивизм и констукционизм,
коннекционизм).
Адаптивное обучение - это обучение, процесс достижения
цели и задач которого и ход которого определяется исходным и текущим состояниями обученности и компетентностности ученика.
Здесь течение учебного процесса (траектория учения) корректируется в зависимости от
успехов и неуспехов, возмущений и отклонений того, кто учится, от заданной дидактической траектории. По факту каждого успеха, неуспеха и отклонения средство
обучения принимает решение о следующем шаге(ах) на пути к достижению цели. Таким
образом, в курсе изначально заложены 1) нормативная модель поведения ученика (как нужно), 2)
модель возможных ошибок и корректирующей их обратной связи (что происходит и как это исправить), 3)
модель отклонений: отхода от нормативной траектории без явных или описанных
ошибок (что может произойти).
Персонализация далеко не всегда означает индивидуальное
сопровождение каждого ученика средством обучения (электронным или двуногим). Она осуществляется не систематически и во многом
стихийно, зависит от ряда субъективных факторов как на стороне преподающих, так и обучающихся.
В ряде случаев персонализация обучения
имеет место и там, где нет специально созданного средства обучения (ЭОР) или присутствия официального преподавателя. Они могут и вовсе
отсутствовать как таковые (т.н.
коннективизм, группы практики,
группы взаимопомощи т.п.).
Адаптивное же обучение всегда имеет дело с
каждым учеником в отдельности и подразумевает наличие запрограммированного средства обучения, обеспечивающего автоматическое и/или автоматизированное
управление учением. В
условиях сугубо электронного обучения (e-learning 1.0) адаптивное
обучение всегда персонализировано. В условиях ДО (e-learning 2.0 ) или смешанного обучения адаптивность может быть как
100%-но автоматической, так и частично автоматизированной или же обеспечиваться преподавателями,
тьюторами или учебной группой в том или ином объеме, с той или иной степенью персонализации (диалоговости). Все дело в реализации моделей управления учением.
Куда хуже, когда в
условиях ДО (e-learning 2.0 и 1.0) или
смешанного обучения нет ни персонализации, ни, тем более, адаптивности. На
практике так оно, в основном и есть. Пока, будем надеяться ...
Публикации на эту же тему:
Комментариев нет:
Отправить комментарий