Любопытное обсуждение затеяли коллеги – про обратную связь.
Не могу молчать и не отреагировать на типичное, на мой
взгляд, заблуждение многих коллег, зафиксированное Борисом Баублисом: «обучения без
обратной связи не бывает, во всяком случае, успешные примеры такового мне
неизвестны". Как без обратной связи узнать, насколько эффективно организован процесс
обучения?
Экзамен, тест, контрольная и т.д. помогает это понять, и принять меры в случае необходимости.»
Экзамен, тест, контрольная и т.д. помогает это понять, и принять меры в случае необходимости.»
Увы,
- Типичные "экзамен, тест, контрольная" в обучении - это не обратная связь, а диагностика и оценка состояния системы пост фактум. Обратная связь же - это процесс саморегулирования, который обеспечивает текущее оптимальное состояние функционирования системы, корректируя возможные и реальные ошибки, отклонения и возмущения. Смысл обратной связи в обучении - не отметочку выставить, а обеспечить качество обучения на стороне ученика. По контролю в конце четверти и семестру затруднительно узнать, «насколько эффективно организован процесс обучения», не так ли? Поздно, процесс прошел / поезд ушел. Необходимость "принять меры" задним числом - самообман и самоутешение, фикция и лишние затраты сил и средств. Здесь не контроль, а мониторинг нужен.
- Кроме того, коллега не различает обратной связи на стороне преподающих и управляющих обучением с одной стороны, и обратной связи на стороне ученика, с другой. Без одной не бывает преподавания, а без другой учения. Это две разных обратных связи, две разных автономных деятельности, с разными субъектами, процессами и логикой. И соприкасаться эти процессы могут лишь в одной, ИМХО, точке: в актах управления учением со стороны средства обучения. Будь до преподаватель, е-курс или физический тренажер-имитатор, к примеру, кабины самолета или места машиниста метро.
Итак:
Три источника обратной связи в обучении:
- Средство обучения
- Учебная (тренинговая) группа
- Обучающийся (самооцениващий, самоконтролирующий и сам корректирущий свое поведение).
Комментариев нет:
Отправить комментарий