воскресенье, 3 февраля 2019 г.

Что дает преподавателю или разработчику мотивационный дизайн?


Мотивационный дизайн – это одна из моделей учебного (педагогического) дизайна, которая обеспечивает учителей, преподавателей и тренеров набором рекомендаций и процедур для 
  1. анализа мотивационных характеристик групп учащихся и отдельных обучающихся,
  2. разработки контента и/или осуществления на практике мотивирующих процедур и приемов.
При этом МД хорошо интегрируется с процессами проектирования и проведения обучения. Особенно продуктивно использовать МД для дистанционного обучения, поскольку мотивировать учащихся на онлайн-курсах сложнее, чем в ходе очного взаимодействия.

Наиболее совершенный и системный вид мотивационный дизайн получил благодаря исследованиям своего главного инициатора и «застрельщика» Джона Келлера в созданной им (и доминирующей в мире) модели ARCS. Согласно ей в ходе учения необходимо задействовать все 4 важнейших категории (аспекта) мотивации.
Внимание (A, attention), важно привлечь и удержать интересы и внимание учащихся, но не переусердствовать.
Значимость (R, relevance), процесс обучения должен показывать полезность и важность материала для учеников, чтобы они могли преодолеть разрыв между учебным контентом и реальным миром, связать изучаемое с собственным опытом.
Уверенность (C, confidence), необходимо формировать у обучающихся ожидание ими успеха, снять внутренние блоки, а также передать им если не весь контроль над собственными успехами, то хотя бы делать это частично. Ожидания успеха позволяют учащимся контролировать свои учебные процессы.  
Удовлетворенность (S, satisfaction), Учащиеся должны быть довольны тем, чего они достигли в процессе обучения и получать от него удовольствие.

В обобщенном виде процессы мотивационного дизайна Дж.Келлер представил так, не забыв отметить прерывистыми стрелками и направления обратной связи:

Каждая из 4-х категорий МД может быть воплощена (и конкретизирована!) с помощью трех субкатегорий, реализация которых обеспечивается создателями контента и/или преподающими.
Так, к примеру, формирование уверенности (confidence) ученика обеспечивается такими 3-мя процедурами (субкатегориями):
Ожидание успеха. Проинформировать учащихся о требованиях к результативности, производительности и оценочных критериях.
Уровни сложности. Обеспечить несколько нарастающих уровней достижений, которые позволяют ученикам устанавливать личные цели или стандарты достижений и возможность выбирать ту деятельность, которая позволяют им ощутить успех.
Определение источника успеха. Обеспечить обратную связь, которая поддерживает способности и усилия учащихся как определяющие факторы успеха. Объяснять успехи/неудачи внутренними факторами.

Каждая же из 12 субкатегорий  может процедурно реализовываться с помощью определенного набора стратегий и приемов обучения. Келлер весьма подробно описывает, когда и какие из них уместно применять очно и дистанционно. При этом список открыт: каждый преподаватель или проектировщик обучения может его пополнить, руководствуясь собственными потребностями.
При этом важно иметь в виду, что   мотивационная динамика, представленная четырьмя категориями модели ARCS, не происходит в их отрыве друг от друга или от внешних влияний на ход обучения и его эффективность. Она учитывает внешние факторы (такие, как: энтузиазм учителей и социальные ценности, качество контента, ожидания от успехов ученика в глазах значимых близких и т.п.) а также всякие непредвиденные обстоятельства (пропуски занятий по болезни, несчастье в семье). 

ARCS -  не статичная линейная модель МД, а динамическая модель мотивации, реализующая ее системно. Она представляет собой серию циклов, а не «продавливает» раз и навсегда данную стандартную ситуацию. Разработку контента или учебный процесс каждый из вас может начать с наблюдений и анализа в любой точке процесса и затем увязать с другими элементами модели МД.
Таким образом, дизайнер обучения или преподаватель, овладев моделью МД ARCS получает в свое распоряжение категории для анализа аудитории, учебного контента + наборы процедур (стратегии и приемы) для управления учебной мотивацией своей аудитории. Кроме того, ARCS предлагает минимум 2 пошаговых модели (алгоритма) для проектирования учебных материалов и процесса обучения при преподавании отдельных дисциплин и проведении конкретных занятий.

* * * * *
Детальнее о модели мотивационного дизайна Джона Келлера вы можете узнать  здесь  и даже освоить ее.

1 комментарий: