среда, 27 февраля 2019 г.

Принципы педагогического дизайна

Существует много теорий и в разы большее (180, как минимум) количество моделей, то есть методик, технологий, учебного дизайна (Instructional Design). Есть ли у них нечто  объединяющее? Какие-то общие фундаментальные основания? Таким вопросом задался Девид Меррилл (Merrill) , пытаясь выявить и сформулировать предписывающие, нормативные принципы ID. Сказано - сделано!
M. David Merrill 
Принципы учебного дизайна  - это набор правил и требований, которые всегда верны при соответствующих условиях независимо от конкретной теории, учебной программы или практики обучения. 
Практика  ̶ это конкретная учебная деятельность. Программа  ̶ это подход, состоящий из набора предписанных практик.
Д.Меррилл

Пять основополагающих принципов учебного дизайна:
1. Обучение осуществляется, когда учащиеся занимаются решением реальных проблем (задач).
Смысл этого принципа состоит в том, что учащиеся должны работать на уровне проблемы, а не только конкретных фактов, действий и операций. В начале обучения (будь то целый курс или отдельный урок) аудитории должна быть предъявлена реальная проблема или задача, с которой обучающиеся смогут справиться после завершения учебы.
2. Обучение осуществляется, когда необходимые уже имеющиеся у ученика знания (включая опыт, умения и навыки) активируются в качестве основы для новых знаний. 
Здесь ученики должны вспомнить, связать, описать или применить знания из релевантного прошлого опыта так, чтобы те были использованы в качестве основы для приобретения новых знаний.
3. Обучение осуществляется, когда оно демонстрирует то, что должно быть изучено, а не просто сообщает информацию о том, что является предметом изучения. 
Иными словами, оно не должно ограничиваться рассказами и демонстрацией примеров, а подразумевает предъявление процедур, визуализацию процессов и моделирование деятельности + инструкций по их реализации.
4. Обучение осуществляется, когда учащиеся используют свои новые знания или навыки для решения проблем. 
При этом: 
- задания соответствуют заявленным или подразумеваемым целям, 
- задания разнообразны,
- отдельные операции описываются и выполняются учениками отдельно и, где это требуется,  последовательно,
- реализуется предсказание последствий действий в конкретных условиях (ситуациях) 
или 
- учащиеся обнаруживают ошибки или констатируют непредвиденные последствия.
Согласно этому принципу:
а) Роль преподавателя постепенно ослабевает вплоть до полного прекращения поддержки учеников.
б) Ошибки рассматриваются как естественное следствие решения учебных задач и проблем. Большинство учеников учатся на ошибках, которые они делают, благодаря чему им становится известно, как распознать ошибку, исправить ее и как избежать ошибки в будущем. Диагностика и исправление ошибок посредством многообразной обратной связи является чрезвычайно важными.

5. Обучение осуществляется, когда учащиеся побуждаются  к интеграции (переносу) новых знаний или навыков в свою повседневная жизнь. 
Каким образом?
Прежде всего посредством
- реализованной возможности публично (в том числе и на практике) продемонстрировать свои новые знания или умения;
- публичных размышлений, обсуждений и защиты своих новых знаний или навыков;
- создания условий, когда учащиеся могут создавать, изобретать и исследовать новые и личные способы приложения своих новых знаний или умений.
Резюме 

Далеко не все теории, программы и практики обучения реализуют все эти принципы. В этом-то и лежит, надо полагать, причина многих недостатков в деле обучения.
Однако ни одна из концепций, моделей или практик обучения не противоречит основополагающим принципа учебного дизайна.

Похожие публикации: 


Комментариев нет:

Отправить комментарий