Не так давно в одной популярной FB-группе Николай
Опарин опубликовал материал Что такое педагогический дизайн и его место в разработке тренинга, в котором
без принципиальных искажений сообщил о ряде идей и моделей педдизайна.
Однако четкого определения ID коллега не дал. Потому прежде обратимся к оригинальному названию подхода
к обучению, переводимого у нас не совсем точно как “педагогический дизайн”. Термин Instructional
Design (ID) точнее было бы перевести как “учебный дизайн” или "дизайн обучения".
Педагогика - это наука об обучении и воспитании.
ID, в отличие от педагогики (особенно отечественной) воспитанием непосредственно не занимается.
Он рассматривает воспитание как
производное от обучения, констатируя:
- хорошее обучение ведет к правильному воспитанию. А вот наоборот едва ли,
- сколько-нибудь непримитивного и полноценного воспитания без качественного обучения практически не бывает,
- воспитание и воспитанность без обучения - продукты веры или дрессуры, а не науки и технологий обучения.
Теперь приведем два устоявшихся и, на наш взгляд,
наиболее адекватных определения ID:
Сравните эти определения с несколько аморфной, описательной и одновременно немного поэтичной, но увы, нестрогой дефиницией от г-на Опарина:
“Дисциплина, которую
команды разработчиков применяют еще на стадии проектирования, создания и оценки
обучающих материалов. В его (ID - ВН) основу положено систематическое
использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного процесса с
«открытой архитектурой» и создании настоящей обучающей среды”.
Условия использования ID для бизнес-тренингов
Годится ли учебный дизайн
для разработки и проведения бизнес-тренингов?
Да, отлично годится, при выполнении ряда
условий, к которым едва ли в
полной мере относятся такие штуки, как
“открытая архитектура” и “обучающая среда”.
Рискованно или излишне оставлять открытую архитектуру при освоении жестких навыков типа: "трепанация черепа" или "плетение корзин, артикул № 488333".
В ID характеристики учебной среды таковы:
А. она всегда значительно избыточна, базовый, обязательный к изучению объем материала часто в разы меньше объемов дополнительной информации;
Б. она подразумевает всегда несколько альтернативных траекторий обучения, что для бизнес-тренингов едва ли приемлемо. (Впрочем, ваш покорный слуга однажды спроектировал электронный тренинг креативности, который позволяет получать нужный результат через десятки тысяч генерируемых алгоритмом траекторий. Но там был не учебный дизайн, а фрейдодидактика + немного искусственного интеллекта).
А. она всегда значительно избыточна, базовый, обязательный к изучению объем материала часто в разы меньше объемов дополнительной информации;
Б. она подразумевает всегда несколько альтернативных траекторий обучения, что для бизнес-тренингов едва ли приемлемо. (Впрочем, ваш покорный слуга однажды спроектировал электронный тренинг креативности, который позволяет получать нужный результат через десятки тысяч генерируемых алгоритмом траекторий. Но там был не учебный дизайн, а фрейдодидактика + немного искусственного интеллекта).
Итак, три базовых условия применения учебного дизайна для проектирования и осуществления бизнес-тренингов:
- ID, особенно те его модели (то есть методы, методики или технологии), которые ориентированы на результат или на решение технических, инженерных и исполнительских проблем и задач, на формирование и отработку преимущественно жестких навыков – естественная среда для приложения ID. Иными словами, между решениями ID и так называемыми функциональными тренингами нет противоречий.
- Неплохо у учебного дизайна обстоит дело с тренингами мягких навыков. Многие модели ID (конструктивистские, мультимониторная, деконструктивистские, антипедагогика и др.) хорошо справляются с формированием soft skills при условии, что перед обучающимися стоят задачи демонстрации, тренажа, развития или формирования тех или иных навыков. Но не коррекция поведения!
- Коррекция поведения - это уже не дело учебного дизайна, не вотчина педагогов. Это область сугубо психологических, социально-психологических тренингов или групповой терапии.
Изучение и проработка глубинных установок и отношений,
бессознательных процессов, динамических ролей в группе, осознание внутренних
проблем и т.п., а тем более их коррекция, особенно при обучении работников - это не дело дидактики, не дело учебного дизайна, а психологии и хорошо
подготовленных психологов.
* * * * *
Записаться на курс |
Комментариев нет:
Отправить комментарий