суббота, 1 февраля 2020 г.

Просто и грамотно о компетенциях

Короткое видео про компетенции. Пусть и в контексте бизнеса, но концептуально верно.
Педагогам стоит просто экстраполировать здесь сказанное на поведение обучающихся.

От себя же добавлю, что компетенция(ии) и компетентность - это не лекала. Это сугубо индивидуальные - субъектные - характеристики человека, работника или обучающегося.
Компетенции:
  • индивидуальны, реализуются не в поведении вообще, а в поведении в конкретных ситуациях,
  • в разное время могут проявляться по-разному или вовсе дремать, никак себя не проявляя,
  • не могут быть описаны исчерпывающим образом и никогда не проявляются целиком и полностью в конкретных условиях и даже на протяжении всей жизни их носителя,
  • имеют смысл лишь когда их носитель действует самостоятельно и добровольно, выбирая из вариантов поведения (копать - лениться копать - не копать), свободно и при этом ответственно. Где нет свободы, как минимум, возможности выбора, там нет смысла говорить о компетенциях.

5 комментариев:

  1. С первым твоим "добавлю" не соглашусь. Когда собирала модель компетенций программистов, у них очень сильно зашкаливало системное мышление. И проявлялось это не только в работе, а даже в том, как они сортировали мои карточки. 8 раз я наблюдала, как перед сортировкой человек сначала раскладывал все карточки на столе и внимательно их изучал. 7 раз это делали программисты. Причем, один из них сразу начал с фразы: "Здесь точно должна быть система, и я ее найду" - и нашел несколько закономерностей :) И подобных примеров много: если компетенция достаточно сильно развита, то она и в работе, и в быту, и в учебе проявляется.

    ОтветитьУдалить
  2. Лена, ты с чем не согласна? С тем, что разные люди по-разному (с помощью разных индивидуальных стратегий) пользуются системным мышлением и делают это индивидуально, сами, со своими фишечками, скоростью, глубиной понимания и качеством процесса достижения цели? Ты не погорячилась? Есть задача: перемножить 84 и 79. Ты делаешь это за 3-6 секунд в уме, стратегически(!) выбирая один из 3-х известных тебе способов получить здесь произведение. Я тупо умножаю столбиком слева направо. И ты и я получили один результат (учителка нам обоим поставила по пятерке), но задействуя каждый свои компетенции, а ты - даже их часть. Компетенции как имя, как индекс поведения, да, не индивидуальна. Компетенция как жизнь, ее реализация - принадлежит и подвластна индивиду (а не госстандарту, компании или начальству) в актуальной для него, индивида, ситуации.

    ОтветитьУдалить
  3. Не согласна с "не реализуются в поведении вообще". Привела пример, как у человека реализуются вообще, а не только в конкретных ситуациях. Или я тебя неправильно поняла?

    ОтветитьУдалить
  4. Поведение вообще, равно как и компетенция "вообще", реализуется лишь конкретными субъектами, в конкретной ситуации, конкретным способом. И никак иначе. Компетенция "вообще" описывается конечным набором индикаторов и их конкретных значений. Например, "компетенция" "ходить на двух ногах" или "петь романсы" всегда индивидуальна. И меряем мы их как индивидуальные субъектные качества ходока или певца, а не вообще. Это сугубо индивидуальные - субъектные - характеристики человека, работника или обучающегося.

    ОтветитьУдалить