В обобщенном виде
возникновение необходимости (потребности) в обучении возникает, думается, в
следующих двух случаях:
Два базовых условия возникновения потребности в обучении:
Общее, среднее или высшее
образование
|
Корпоративное обучение,
повышение квалификации и профессиональная переподготовка
|
|
1
|
Когда в дефиците или отсутствуют необходимые знания, способы деятельности и
компетенции в той или иной сфере (личной, бытовой, социальной, трудовой,
культурной) для успешного и нормального функционирования в этой сфере сейчас
и в мыслимом будущем
|
когда производительность и/или
поведение работника(ов) (независимо от профессии или занимаемой должности) в
той или иной мере препятствуют нормальному функционированию организации в
данное время в текущих условиях
|
2
|
Когда нет или не хватает знаний и способов
деятельности, а также мотивации для успешного учения, а также взаимодействия
и общения, решения учебных и повседневных задач и проблем, выражения идей, себя,
оформления продуктов своей деятельности в культурной форме
|
когда уровень подготовленности работника(ов)
недостаточен для работы в условиях изменений и профессиональной и(или) поведенческой
адаптации к ним
|
Казалось бы, всё
ясно: учим тому, чего люди не знают, не умеют, не могут осуществить на практике.
Да вот проблема: уж больно много наук и практик развелось. Не всегда ясно,
какие из них для обучения выбрать.
Приведу пример из
жизни. В одном физкультурном вузе ломают голову: спортивные тренеры, работающие
с командами, отличные специалисты в своих видах дисциплин, испытывают огромные трудности
во взаимодействии как с командами, так и с отдельными их участниками. Критические
для спортивных достижений и доброго психологического климата трудности. Чему в
такой ситуации нужно учить? Особенно на краткосрочных программах. Впрочем, и на курсах
переподготовки и даже для очников решению этой проблемы «окончательно и
бесповоротно» тоже не сильно учат. А ведь для этого можно задействовать
колоссальное количество наук, учебных
дисциплин, методов и методик. К примеру:
- Культура речи, стили и особенности общения тренера (филология).
- Педагогический такт тренера (педагогика, видимо).
- Руководство и его стили (теория управления, менеджмент, обычно).
- Личность тренера. Личность спортсмена. Мотивация. Психология идеального тренера (психология личности).
- Психология групп. Групповая динамика спортивной команды. Лидерство. Управление конфликтами. (социальная психология).
- Можно задействовать и всяких полипредметных дисциплин (курсов) типа: межличностное общение и факторы его эффективности. Использование обратной связи в работе тренера. И пр., и т.д. и т.п.
Прямо глаза
разбегаются от обилия наук и возможных решений.
Однако запрос на
курс один, пусть и не сильно структурированный: научите специалистов тому,
чтобы члены команды вместо трений с тренером и между собой сконцентрировались и
боролась бы за спортивные результаты слаженно.
Можно изучить дюжину
теорий мотивации и столько же направлений психологии личности. Однако если в
результате обучения в деятельности тренера ничего должным образом не изменится, то оно не даст результата (кроме отметки). Любое обучение имеет своей абстрактной целью
изменения в интеллектуальной и деятельностной сферах обучающихся. Чем учить
тренеров? Таким изменениям в их поведении, которые приведут к тому или иному
результату.
Ответ на сакраментальный
вопрос «Чему учить?» таков:
На основании знаний
о N нужно изменить деятельность
(бездействие) обучающегося А на деятельность В. То, что мы должны получить в
результате такого изменения, и станет предметом обучения.
Приведу еще примеры
из свое практики:
На вопрос, что будет
предметом изучения в вашем курсе один слушатель (доцент, между прочим) сформулировал:
учебник «Информатика», написанный в соответствии с ФГОС. Другая слушательница (и
тоже доцент) ответила: язык программирования NN.
Добро бы люди
назвали предмет изучаемой науки (типа: общие закономерности информационных
процессов), то есть обозначили совокупность абстракций для описания некой реальности,
выраженную в теоретической форме модель изучаемого объекта.
Современное обучения перестает
быть знание- и наукоцентрированным, предметно-тематическим. Потому научные абстракции
из результата обучения превращаются в его средство. А результатом обучения сейчас
выступает деятельность (деятельностный подход, педагогический дизайн) или
компетентности (опыт деятельности), ее способы, то, что будет делать обучающийся
по завершению обучения и образования. (Разумеется, на основе определенных знаний как условия,
предпосылки, инструмента для осуществления деятельности.)
Хотите правильно
определять предмет изучения, изучить и применять алгоритм его обнаружения и
описания? А заодно и создавать дистанционные курсы под ключ? Милости просим на сюда:
PS. Возможно, причиной трений в
спортивной команде являются вовсе не действия тренера или членов команды, а плохой стадион и
тренировочные залы, неудобный распорядок дня, плохая нематериальная мотивация и мизерное денежное стимулирование, отвратительное руководство со стороны менеджеров клуба и т.п.. В этом случае
учи тренера или не учи, толку не будет. В таких случаях обучение лучше вовсе не
проводить. Корпоративное так точно не стоит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий