Приказцентрированное и студентцентрированное качество онлайн-курсов
По мотивам публикации А.А. Андреева “Система требований к качественному онлайн-курсу при обучении в цифровой ИОС”
Профессор
Александр Андреев предложил вниманию заинтересованной публики свое видение
того, что такое онлайн-курс вообще и каковы основные требования к его качеству.
Чем же
мотивирована его
публикация, откликом на какой вызов времени является?
Обратимся
к первоисточнику:
- «Онлайн-курсы находят все больше применения в учебном процессе на всех уровнях образования».
- «В соответствии с Приказом Министерства образования от 23.08.2017 №816 … законодательно разрешено применение онлайн-курсов в образовательных организациях вплоть до отсутствия очного контакта. Этот документ позволил «законно» использовать онлайн-курсы в учебном процессе».
- «Складывается устойчивое мнение, что онлайн-обучение -это «наше все» в образовании. Этот факт подтверждается данными по онлайн-обучению, приведенными в государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" и Федеральном проекте «Цифровая образовательная среда».
Во
многих странах, включая США и Евросоюз, уже несколько лет действуют стандарты
качества обучения, включая и требования к онлайн-курсам. Одна из причин, вызвавших их появление, состояла в
том, чтобы предупредить снижение качества обучения в удаленном формате по
сравнению с традиционным преимущественно очным обучением.
На Западе подобные стандарты обычно создаются
неправительственными организациями и носят рекомендательный характер. Тем не
менее, на практике именно они определяют содержание требований к качеству и правила игры для образовательных
учреждений различных типов и форм
собственности.
Реакцией
на какие вызовы времени являются эти стандарты?
За ответом на этот вопрос обратимся к доминирующему в США стандарту
некоммереческой
организации Quality matters (QM) "The Continuing Education and
Professional Development (CPE)" («Непрерывное образование и
профессиональное развитие»). (А.Андреев
также размышляет об этом сегменте образования в своей публикации.) Этот стандарт,
по словам его составителей, может использоваться для
оценки и улучшения некредитных курсов в колледже; массовых открытых онлайн-курсов (MOOC); курсов
профессиональной подготовки и развития личности, предлагаемых различными организациями -
предприятиями, профессиональными организациями и ассоциациями,
правительственными учреждениями и общественными организациями с особыми интересами.
На
какой вызов отвечает этот стандарт? Ответ чрезвычайно прост: описать требования
к онлайн и смешанным курсам, которые обеспечивают
- завершение обучения,
- результаты обучения, основанные прежде всего на навыках и других критериях успеха / неуспеха обучающихся.
Итак, смысл и назначение стандарта
- описать такие требования к онлайн-курсам, каждое из которых подчиняются критериям
результативности и завершенности обучения.
Это фундаментальные целевые критерии, по отношению к которым все иные
характеристики онлайн и смешанных курсов, описанных в стандарте (в CPE от 2015 г. 43 таких характеристики (специальные стандарты), объединенные в
8 групп (общие стандарты) являются
частными, подкритериями.
К сожалению, в своей публикации А.Андреев не обосновывает принципов отбора выдвинутых им критериев качества, опираясь на эмпирический опыт разных организаций, собственный, а также неких экспертов, позиции которых не обнародует. Увы, не всякая практика – эталон истинности, не всякое эклектичное перечисление характеристик и элементов онлайн-курсов – критерий их качества.
К сожалению, в своей публикации А.Андреев не обосновывает принципов отбора выдвинутых им критериев качества, опираясь на эмпирический опыт разных организаций, собственный, а также неких экспертов, позиции которых не обнародует. Увы, не всякая практика – эталон истинности, не всякое эклектичное перечисление характеристик и элементов онлайн-курсов – критерий их качества.
Интегральный
критерий качества курса – его результативность - соответствует букве и духу педагогического
дизайна – системного подхода к созданию таких средств обучения и его
осуществления, все составляющие которых: организация, содержание, технологии,
методы, материально-техническое
обеспечение, поведение преподавателя и пр., - подчинены одной цели – достижению нужных
результатов обучения.
Качественный курс – это результативный курс.
Все
остальные его свойства (например, научность, практикоориентированность), элементы
(контроль, обратная связь и пр.) процессы и явления (мотивация учащегося, общение участников обучения) и др. являются в рамках
одного курса не автономными сущностями, а средствами достижения интегральной
цели обучения: его результативности, то есть овладения учеником необходимыми
знаниями, умениями и навыками, компетенциями и способами социального поведения.
Несложно
заметить, что такой подход
- опирается, по существу, на один-единственный критерий – результативность обучения, поскольку «прохождение» обучающимся части онлайн-курса едва ли обеспечит полноценный академический успех,
- центрирован на студенте, результатах его, обучающегося, деятельности, а не выполнении приказов и прочих спущенных сверху инициатив.
Итак,
интегральная цель обучения вообще и с помощью конкретных онлайн-курсов в
частности одна – искомые результаты
обучения, достичь которых должен обучающийся. Все остальное суть средства,
обеспечивающие достижение этого результата.
Противоречат
ли друг другу «приказцентрированный» и струдентцентрированный подходы к качеству
обучения по определению? Вовсе не обязательно. Теоретически они могут гармонично
сосуществовать, разумеется, при примате критерия успешности (результативности) обучающихся. Более того, они способны дополнять, поддерживать и укреплять друг друга, порождая
мощные синергетические эффекты. На практике же дело часто обстоят иначе. Не
случайно, видимо, госстандарты в сфере образования на постсоветском пространстве
вызывают столько дискуссий и сопротивления. О балансе 1) центрированных на студенте и на 2) нормативно заданных извне качеств онлайн-курсов будет повод поговорить в следующих постах и, быть может, на вебинаре
«Учебный дизайн и качество онлайн-курсов».
Продолжение
Продолжение
Мне было крайне интересно и полезно познакомиться со взглядом на проблему качества онлайн В. Наумова. Я бесконечно удовлетворен его заинтересованным и, как всегда, нестандартным подходом к анализу проблемы.
ОтветитьУдалитьПозволю себе высказать некоторые соображения по этому поводу.
Я начал заниматься проблемой качества онлайн-обучения по собственной инициативе за много лет до выхода Приказа № 816, платформы Открытого образования https://openedu.ru/ и других официальных активностей. Обилие нормативных документов, вышедших в последнее время лишний раз подтверждает актуальность исследования в области квалиметрии онлайн-образования, а не какая-то «указка» сверху для старта исследований в этой области (https://yadi.sk/i/-MFyGxNNidQhng).
Качество онлайн-обучения зависит, в первом приближении, совокупно от качества курса, преподавателей и студентов. Исследователи, включая меня, сосредоточились пока только на качестве онлайн-курсов (https://yadi.sk/i/-MFyGxNNidQhng).
Понятно, что при оценке качества в идеале надо опираться на результат обучения. В идеале надо бы поучить студентов на оцениваемом курсе и посмотреть, достигли ли они планируемых результатов. Если да, то курс качественный. Однако для такой процедуры нужны большие материальные и людские затраты на уровне крупной НИР. Похожая задача ставилась в Проекте «Современная цифровая образовательная среда (СЦОС)» (http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf), но результаты будут, видимо, известны в 2021г. по окончанию проекта.
В настоящий момент при экспертной оценке качества (например, как это сделано на конкурсах онлайн-курсов edtek.ru) отечественная и зарубежная научно-педагогическая общественность сошлись на том, при оценке качества что надо выбрать и согласовать критерии качества, а специально подготовленные эксперты оценят курс по этим эмпирическим критериям.
Пока приходиться довольствоваться таким подходом и параллельно думать о других направлениях поиска «истины». Например, можно опираться на исследования российской научной школы квалиметрии Г.Г.Азгальдова (http://www.qualimetry.ru).