среда, 22 января 2020 г.

Что такое качественный онлайн-курс - 3

Описывать качества курсов - усердие не по разуму!

По мотивам публикации А.А. Андреева “Система требований к качественному онлайн-курсу при обучении в цифровой ИОС”
Продолжение   Предыдущая публикация

Профессор Андреев ответил в комментарии к предыдущему посту на предлагаемые мной соображения о качестве онлайн-курсов, за что я ему безмерно благодарен. Привожу почти полностью текст А.Андреева здесь, разбив его на абзацы ради удобства комментирования:

«Мне было крайне интересно и полезно познакомиться со взглядом на проблему качества онлайн В. Наумова. Я бесконечно удовлетворен его заинтересованным и, как всегда, нестандартным подходом к анализу проблемы. Позволю себе высказать некоторые соображения по этому поводу».

Мы с Александром Александровичем лично знакомы уже 10 лет, многократно и подолгу общались в реале. Мне отлично известен давнишний интерес профессора Андреева к вопросам качества  обучения и его личная, а не инспирированная сугубо сверху, заинтересованность и энтузиазм без каких бы то ни было признаков хайпа и холивара. Даже если он и пишет о чисто хайповых и холиварных характеристиках онлайн-курсов или других, не имеющих к дидактике  решениях   (типа продвижения и продажи курсов, соблюдения авторских прав их создателей и т.п. См. … ), это всего лишь естественные и преходящие заблуждения ищущего человека, скромно забывшего упомянуть личные мотивы в исследововании проблемы. 

«Я начал заниматься проблемой качества онлайн-обучения по собственной инициативе за много лет до выхода Приказа № 816, платформы Открытого образования https://openedu.ru/ и других официальных активностей. Обилие нормативных документов, вышедших в последнее время лишний раз подтверждает актуальность исследования в области квалиметрии онлайн-образования, а не какая-то «указка» сверху для старта исследований в этой области (https://yadi.sk/i/-MFyGxNNidQhng)».

Действительно, «обилие нормативных документов» может свидетельствовать о важности и актуальности той или иной проблемы. Однако часто наши исследователи, преподаватели и учителя упускают из виду, что самый распрекрасный документ является  отнюдь не причиной, а следствием существования реальных проблем и реакцией на них. А некачественное понимание и/или применение нормативных документов способно еще дальше увести нормативный документ от породившей его реальности.

Увы, наша академическая письменная традиция такова, что причины многих явлений мы в своих публикациях выводим не из вызовов времени, а из нормативной документации, о чем также свидетельствует запустивший этот цикл публикаций документ. У нас сформировался особый педагогический дискурс, базирующийся еще на советской привычке обосновывать всё и вся «решениями партии и правительства», а теперь еще и образовательными стандартами и прочими руководящими документами. Необходимость поиска истины и прагматических решений бессознательно выводится многими из нас не из живой жизни, а из текста того или иного нормативного документа. И грустно и смешно, что многие из педагогов искренне считают причинами формирования компетенций или деятельностного подхода  госстандарты, а источником академической мобильности Болонский процесс, его же – причиной скромных успехов нашей образовательной индустрии.
А.А. Андреев продолжает:

Качество онлайн-обучения зависит, в первом приближении, совокупно от качества курса, преподавателей и студентов. Исследователи, включая меня, сосредоточились пока только на качестве онлайн-курсов (https://yadi.sk/i/-MFyGxNNidQhng).

Действительно, верное в первом приближении (но только в первом), утверждение. Однако 1) качество курса (видимо, его контента и интерактивности), 2) качество (надо полагать, квалификации и компетентности) преподавателей и 3) качество (вероятно, процессов познания и развития + степень обученности и компетентности) студентов – это не равноправные и не равноценные сущности. 

Первые две являются предпосылками, причинами, условиями, средствами и т.п. последнего. Если качество вина или яблока (химический состав, запах, вкус, вид и пр.) зависят от характеристик почвы, навоза, полива, освещенности, температуры, популяции вредителей, пестицидов и т.п. – это не означает, что эти пищевые продукты включает в себя, в свой состав  происхождение, запах, вкус навоза, полученные плодами фотоны света и калории тепла. Рассматривать состав, условия и причины качественных характеристик конечного продукта вместо качеств самого этого продукта, здесь, обучающегося (точнее, меры его обученности и развития), мягко говоря, не совсем логично и чревато ошибками.
Потому-то в большинстве зарубежных стандартов и в учебном (педагогическом) дизайне качество курсов рассматривается по конечному результату обучения – степени обученности аудитории. При этом качество курса как продукта: контента, информации на том или ином физическом носителе – это качество средства обучения, а не деятельности учеников и/или их результатов. Более того, преподаватель, тренер, тьютор, наставник в педагогическом дизайне – это тоже средства обучения – носители и трансляторы содержания обучения, управления им, но вовсе не равновеликая, равноценная и полноправная часть процесса учения, и, тем более, его результатов. 
Обучение состоит из 2-х разных процессов: преподавания и учения, - которые имеют разные цели и состав операций, разных субъектов и объектов, разные элементы, признаки и способы деятельности и, следовательно, разные результаты. Пока мы не станем различать эти две «ипостаси» обучения, их диалектику и влияние друг на друга, на качество курсов как процесса учения, а не процесса преподавания, до тех пор будем путаться в основаниях и оцениваемых объектах, в критериях качества. 
А ответ здесь прост, качественное преподавание является условием качественного учения и его высоких результатов. Критерием качества средств обучения, будь то контент или преподавательское мастерство , в конечном счете, является конечный результат их использования учеником.

Да, качество обучения во многом завит от правильности средств и условий, организации и продуманности учебного процесса. Порой и от качеств ведра зависит качество питьевой воды в нем. Ведро либо улучшит его (серебряное, к примеру), либо ухудшит (ржавое да грязное). Также «поступает» и онлайн-курс и другие средства обучения.
Но что же тогда такое курс? Мы говорим, что онлайн-курсы (равно как и преподаватели) – это средства управления учением, а качества этих средств измеряется и оценивается по конечному результату обучения. Ибо живую воду даже иное грязное ведро не испоганит, равно как и некачественный курс может не испоганить живого учения и развития на стороне ученика. 
Сосредотачиваться на качестве онлайн-курсов в отрыве от результатов обучения – все равно что оценивать убийственные качества пестицидов, игнорируя их влияние на  организм потребителя яблок. Увы, именно на качестве курса как эклектичного единства, точнее, по-первобытному наивного синкретизма преподавания, контента и учения сосредоточился А.Андреев и аналогично размышляющие люди.
Тем не менее А.Андреев как будто признает:
«Понятно, что при оценке качества в идеале надо опираться на результат обучения».
Однако считает, что эта процедура чрезмерно затратна, а имеющихся ресурсов не хватает для их реализации:
«В идеале надо бы поучить студентов на оцениваемом курсе и посмотреть, достигли ли они планируемых результатов. Если да, то курс качественный. Однако для такой процедуры нужны большие материальные и людские затраты на уровне крупной НИР. Похожая задача ставилась в Проекте «Современная цифровая образовательная среда (СЦОС)» (http://static.government.ru/.../8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZ...), но результаты будут, видимо, известны в 2021г. по окончанию проекта.
Позволю себе усомниться в справедливости этого суждения, поскольку измерить результаты обученности по итогам того или иного онлайн-курса куда проще, быстрее и дешевле, чем определять «совокупно»  качества 1) курса, 2) преподавателей и 3) студентов
В идеале как раз стоит отдельно оценивать качественные характеристики всех этих трех элементов процесса обучения, а – главное – связей, взаимозависимостей и взаимообусловленностей между ними. Однако делать это куда накладнее и трудозатратнее, чем измерять одни только результаты обучения студентов на базе отдельных  онлайн-курсов. Затем можно сводить эти результаты к некому единому итогу онлайн-обучения  в образовательном учреждении, отрасли, регионе, стране и т.п.
Тем не менее, ИМХО, мерить качество курсов по их результатам не есть идеальное, а только частичное, хотя и прагматичное и реализуемое на практике  решение, лежащее в границах отношений «цель (результат) обучения – средство обучения». Еще раз повторю: измерение качества онлайн-курсов, а тем более, онлайн-обучения  во всей совокупности их элементов и их параметров – это проблема, то есть такая задача, которую мы пока не знаем как сколько-нибудь целостно решить ни теоретичски, ни практически.

Итак, подытожим, опираясь преимущественно на положения учебного дизайна (Instructional Design):
  1. Интегральным, реалистичным и однозначным в плане измеримости критерием качества курса являются его результаты, достигаемые обучающимися в ходе учения.
  2. Ни учебный контент на физических носителях, ни  другая инфраструктура обучения, обеспечивающая его доставку и предъявление обучающимся и управление учением не являются самостоятельными параметрами качества обучения. Они суть средства, инструменты для а) управления деятельностью учеников - учением; и для б) обеспечения результатов (об)учения: знаний, умений, навыков, других развивающих личность изменений и компетенций.
  3. Сказанное в п. 2 не означает, что не стоит изучать и измерять качество контента и преподавателей. Но исследовать их при сегодняшнем уровне квалиметрии и прочих более или менее надежных инструментов для оценка качества (элементов) обучения сколько-нибудь совокупно, научно и системно невозможно. Для этого на постсоветском пространстве наверняка, а также, видимо, в более благополучных землях и союзах земель  нет ни готовых решений, ни интеллектуальных, ни финансовых ресурсов от слова «вообще», или от слова "острый дефицит". И изучаться эти объекты в этих условиях должны, подчиняясь императиву: то, что повышает результативность аудитории – то и качественно.
  4. Наконец, все заходы на решение проблемы качества, изложенные здесь и в предыдущих постах, не есть истины в последней инстанции. Качество онлайн-курса, курсов вообще и обучения как такового – это проблема, которую мы не можем решить по-советски: окончательно и бесповоротно да еще в отдельно взятой стране. Поскольку по определению проблема – это то, что мы не можем решить имеющимися у нас средствами, а вот попытки и действия по ее решению могут дать нам совершенно неожиданные результаты, эффекты и выводы. 
Проиллюстрирую последнюю мысль примером из собственного опыта, когда проектировал и участвовал в разработке контента одного (качественного) средства онлайн-обучения:
Курс (точнее, образовательная программа, рассчитанная на 8 лет обучения) имеет следующие характеристики:
Дано. Сильно большие данные:
- несколько десятков тысяч единиц знаний, подчиняющиеся 122 основным правилам, большинство из которых имеет от 2 до 12 подправил, а многие из правил - исключения (от 2-х до 1500 штук исключений),
- каждая единица знаний, все правила и подправила, многие исключения описываются  и проверяются на 6-и уровнях сложности (одна и та же единица учебного материала отрабатывается 6хN раз в соответствии с иерархией умственных действий),
- освоение каждой единицы знаний сопровождается подсказками (обратной связью) по их усвоению (от 4-х до 9 вариантов подсказок разного типа на каждую единицу знаний),
- траектории изучения и применения материала зависят от успехов / неуспехов ученика на том или ином уровне сложности. Справившись с более простым уровнем знаний и/или заданий, ученик переходит на более высокий, и наоборот,
- учебные единицы одного уровня сложности по одной теме (от 20 до нескольких сот единиц на каждом уровне) предъявляются учащимся случайным образом в случайных комбинациях 4-мя разными способами: в режимах изучения, самопроверки, работы над ошибками и контроля.
Найти:
количество теоретически возможных траекторий обучения в таком курсе. 
Когда вы получите число этих траекторий длиной более чем в сотню цифр, определите, пожалуйста, качественные и некачественные траектории обучения в штуках с помощью такого курса. А также количество итераций, необходимых статистически слабому ученику для достижения успеха ...
К чему такой пример? Да к тому, что полноценное решение проблемы качества даже отдельного сколько-нибудь сложного и объемного курса находится за пределами возможностей человеческого разума, даже коллективного разума самого крутого состава НИР. Полноценно проблему качества обучения могут решить лишь методы искусственного интеллекта и машинных вычислений. 

Продолжение

*   *   *   *   *


https://vnaumov.timepad.ru/event/1239174

Комментариев нет:

Отправить комментарий