По мотивам публикации А.А. Андреева “Система требований
к качественному онлайн-курсу при обучении в цифровой ИОС”
У нас очень модно рассуждать то об идеальных
онлайн-курсах, то о системе требований к качественному онлайн-курсу, то о
качестве обучения как такового. Автор упомянутой выше статьи считает, что в ней
“сформированы требования, позволяющие проектировать качественные
онлайн-курсы и проводить оценку качества готовых онлайн-курсов”.
Прежде чем говорить о качестве онлайн-курса,
профессор Андреев дает определение этого феномена: онлайн-курс
- “это система управления обучением через интернет, состоящая из педагогической
и программной частей”.
Во-первых, здесь стоит уточнить, что эта “система”
носит достаточно локальный характер в том смысле, что всегда касается
изучения конкретной предметной области (науки, технологии, физической
реальности, практики, искусства, морали, религии и верований и т. п., а чаще,
их определенных частей, фрагментов). Плюс, к тому же, связана с индивидуальными решениями создателей таких курсов.
Во-вторых, неясно, система управления кем и чем?- Управления преподаванием, учением или еще чем-то/кем? Курс как (довольно сложная) система есть вещь (продукт), процесс или услуга
(статичная или динамичная).
Не ответив на этот вопрос, мы сами толком знать-понимать не будем, о чем
говорим, что, собственно, является предметом обсуждения да субъектами/объектами управления?
В-третьих, педагогическая и программная части этой
системы находятся в каких отношениях: равноправных, части и целого, причины
- следствия, наследуемости, цели - средства или …?
Не ответив на этот вопрос, мы сами знать не будем, о чем теоретизируем.
Но с сизифовым упорством продолжим размышлять, сочиняя очередную виртуальную
(то есть, объективно не существующую) реальность под названием “качество
онлайн-курсов”.
Наконец, в-четвертых. Качество онлайн-курса - это
что: проблема или задача?
На одну и ту же тему, для одной и той же целевой
аудитории, в расчете на фиксированное содержание обучения и при прочих равных
условиях можно создать несколько разных и при этом вполне качественных и
сходных по результатам онлайн-курсов.
Это может быть традиционный курс eLearning 1.0,
личностно-ориентированный Web 2.0, конструктивистские Web 3.0 и даже 4.0.
Это может быть полноценная автоматическая интеллектуальная обучающая система
или курс-квест, где все необходимые знания обучающиеся отыскивают сами. А можно
создать и провести сугубо эвристический курс, организованный преподавателем
в духе сократовского диалога, а то даже анархисткий, или анскулинговый курс, в
структуре которых в принципе нет никакого учебного контроля по определению. А
без контроля-то, согласно А. Андрееву - курс не есть качественный курс, хотя
даже многие андрагоги считают иначе.
Один и тот же онлайн-курс, изучаемый в параллельных классах, в разных вузах, в региональных подразделениях одной и той же компании, не говоря уже о разных организациях, может давать совершенно разные "качественные" - вплоть до противоположных - эффекты и количественные результаты обученности аудитории.
Один и тот же онлайн-курс, изучаемый в параллельных классах, в разных вузах, в региональных подразделениях одной и той же компании, не говоря уже о разных организациях, может давать совершенно разные "качественные" - вплоть до противоположных - эффекты и количественные результаты обученности аудитории.
Вопрос о
качественном онлайн-курсе - это не задача, имеющая определенный - раз и
навсегда данный - способ решения, а постоянно воспроизводимая проблема. Стандартизировать проблему - сомнительная задача...
Проблема – это осознание невозможности разрешить факты, ситуации,
трудности и противоречия, возникшие в данном контексте, средствами имеющегося
знания и опыта. Проблема - это такая противоречивая, неоднозначная
или неопределенная ситуация, в которой имеются противоположные, или различные,
или неравнозначные, но имеющие право на жизнь позиции при объяснении
одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними.
Задача возникает тогда, когда в познаваемом объекте
намечается определенное искомое, которое нужно и можно найти путем реализации
и/или преобразования определенных условий.
Если мы погуглим “качество онлайн-курсов” в
педдизайне, курсов вообще на английском или другом западноевропейском языке, то
обнаружим, что публикаций, аналогичных рунетским, на эту тему практически нет, а те, что имеются - маргинальные. Почему это так? Да потому, что качество курсов как
таковых, курсов вообще и итогов обучения с их помощью - это не задача, а
проблема, за которой стоит огромное множество задач и способов их выполнения. Для их реализации мы
должны осуществить определенные преобразования, для начала, как минимум, в
своих головах, а затем и на практике.
Но об этом - в следующих постах, а также на вебинаре «Учебный дизайн и качество онлайн-курсов» 30-го января 2020 года.
Продолжение
Продолжение
* * * * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий