среда, 15 января 2020 г.

Что такое качественный онлайн-курс

По мотивам публикации А.А. Андреева “Система требований к качественному онлайн-курсу при обучении в цифровой ИОС”

У нас очень модно рассуждать то об идеальных онлайн-курсах, то о системе требований к качественному онлайн-курсу, то о качестве обучения как такового. Автор упомянутой выше статьи считает, что в ней “сформированы  требования, позволяющие проектировать качественные онлайн-курсы  и  проводить оценку качества готовых онлайн-курсов”.
Прежде чем говорить о качестве онлайн-курса, профессор Андреев дает определение этого феномена: онлайн-курс - “это система управления обучением через интернет, состоящая из педагогической и программной частей”.  
Во-первых, здесь стоит уточнить, что эта “система” носит достаточно локальный характер в том смысле, что всегда касается  изучения конкретной предметной области (науки, технологии, физической реальности, практики, искусства, морали, религии и верований и т. п., а чаще, их определенных частей, фрагментов). Плюс, к тому же, связана с индивидуальными решениями создателей таких курсов.
Во-вторых, неясно, система управления кем и чем?- Управления преподаванием, учением или еще чем-то/кем? Курс как (довольно сложная) система есть вещь (продукт), процесс или услуга (статичная или динамичная). 
Не ответив на этот вопрос, мы сами толком знать-понимать не будем, о чем говорим, что, собственно, является предметом  обсуждения да субъектами/объектами управления?

В-третьих, педагогическая и программная части этой системы находятся в каких отношениях: равноправных, части и целого, причины - следствия, наследуемости, цели - средства или …? 
Не ответив на этот вопрос, мы сами знать не будем, о чем теоретизируем. Но с сизифовым упорством продолжим размышлять, сочиняя очередную виртуальную (то есть, объективно не существующую) реальность под названием “качество онлайн-курсов”.

Наконец, в-четвертых. Качество онлайн-курса - это что: проблема или задача? 
На одну и ту же тему, для одной и той же целевой аудитории, в расчете на фиксированное содержание обучения и при прочих равных условиях можно создать несколько разных и при этом вполне качественных и сходных по результатам онлайн-курсов. 
Это может быть традиционный курс eLearning 1.0, личностно-ориентированный Web 2.0, конструктивистские  Web 3.0 и даже 4.0. Это может быть полноценная автоматическая интеллектуальная обучающая система или курс-квест, где все необходимые знания обучающиеся отыскивают сами. А можно создать и провести  сугубо эвристический курс, организованный преподавателем в духе сократовского диалога, а то даже анархисткий, или анскулинговый курс, в структуре которых в принципе нет никакого учебного контроля по определению. А без контроля-то, согласно А. Андрееву - курс не есть качественный курс, хотя даже многие андрагоги считают иначе.
Один и тот же онлайн-курс, изучаемый в параллельных классах, в разных вузах, в региональных подразделениях одной и той же компании, не говоря уже о разных организациях, может давать совершенно разные "качественные" - вплоть до противоположных - эффекты и количественные результаты обученности аудитории.

Вопрос о качественном онлайн-курсе - это не задача, имеющая определенный - раз и навсегда данный - способ решения, а постоянно воспроизводимая проблема.  Стандартизировать проблему - сомнительная задача...

Проблема – это осознание невозможности разрешить факты, ситуации,  трудности и противоречия, возникшие в данном контексте, средствами имеющегося знания и опыта. Проблема - это такая противоречивая, неоднозначная или неопределенная ситуация, в которой имеются противоположные, или различные, или неравнозначные, но имеющие право на жизнь позиции  при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними.
Задача возникает тогда, когда в познаваемом объекте намечается определенное искомое, которое нужно и можно найти путем реализации и/или преобразования определенных условий.

  
Если мы погуглим “качество онлайн-курсов” в педдизайне, курсов вообще на английском или другом западноевропейском языке, то обнаружим, что публикаций, аналогичных рунетским, на эту тему практически нет, а те, что имеются - маргинальные. Почему это так? Да потому, что качество курсов как таковых, курсов вообще и итогов обучения с их помощью - это не задача, а проблема, за которой стоит огромное множество задач и способов их выполнения. Для их реализации мы должны осуществить определенные преобразования, для начала, как минимум, в своих головах, а затем и на практике. 
Но об этом - в следующих постах, а также на вебинаре «Учебный дизайн и качество онлайн-курсов» 30-го января 2020 года.

Продолжение 


*   *   *   *   *
  
https://vnaumov.timepad.ru/event/1239174

Комментариев нет:

Отправить комментарий