вторник, 28 января 2020 г.

Об одном стандарте для проверки дизайна онлайн и смешанных курсов

Стандарт – не обязательно прокрустово ложе!

В мире существует несколько стандартов онлайн обучения и онлайн-курсов, описывающих процессы и продукты для среднего (К-12), высшего, дополнительного и последипломного образования, а также массовых открытых курсов (MOOC).

В качестве примера хотелось бы бегло рассмотреть раздел «Учебный дизайн» Instructional Design») из Национального стандарта Международной ассоциации онлайн-обучения K-12 (iNACOL), версия 2, который затем лег в основу других стандартов для общеобразовательных школ, а также  повлиял на их разработку для других  типов учебных заведений.

В ряде государств (и их союзов) действуют и конкурируют, будучи при этом официально признанными, несколько стандартов для онлайн и blended курсов, и даже для МOOС разного типа. Как правило, эти стандарты носят рекомендательный характер, а образовательным учреждениям и регионам страны есть из чего выбирать. Часто коллективы-разработчики разных стандартов объединяют усилия с целью выработки нового и более совершенного продукта. Кроме того, в большинстве таких стандартов зашита возможность их гибкого использования: разные рубрики стандартов имеют разные весовые коэффициенты (баллы, рейтинги), а курс признается соответствующим нормам, если наберет определенную сумму баллов. Обычно, не более 85% от числа возможных. 
В некоторых стандартах выделяются обязательные и необязательные требования. Последние занимают половину или чуть меньше половины из всего их списка. Стопроцентной реализации всех положений в таких стандартах не требуется. Увы, в наших постсоветских отечествах подобной гибкости в реализации стандартов: от национальных до организационных, пока не наблюдается.  

Требования к учебному дизайну онлайн-курсов

Описываемый раздел стандарта iNACOL K-12 (версия 2) применим к курсам, которые полностью проводятся онлайн или имеют значительный (не практике, 20 и более процентов) онлайн-компонент (смешанное обучение).
Раздел стандарта «Instructional Design» предполагает использовать в таких онлайн и смешанных курсах учебные мероприятия (событий учебного процесса), которые 
  • вовлекают аудиторию в активное обучение; 
  • предоставляет обучающимся несколько путей обучения по освоению материала;
  • предъявляют содержание обучения, основанное на возможностях и потребностях обучающихся;
  • предоставляет широкие возможности для взаимодействия и общения: ученик -ученик, ученик -средство обучения (преподаватель), средство обучения (преподаватель) - ученик.
Как видим, в полном соответствии с требованиями Instructional Design здесь должное внимание уделяется идеям студентцентрированности (появилась в учебном дизайне в 50 гг. ХХ в.),  учебных мероприятий (идея  из 70-х гг. прошлого века), и актуальным современным подходам:
  • наличию насыщенной учебной среды, обеспечивающей вариативность и реализацию разных траекторий обучения,
  • высокой степени коллабориции и общения.
Раздел стандарта про педдизайн имеет всего 5 рубрик (разделов), которые включают в себя 11 требований (часто называемых также «специфическими стандартами»). Мы для краткости будем называть их субстандартами (подчиненными, зависящими от общего стандарта).
Рубрики: 
  1. Анализ обучения и аудитории
  2. Курс, часть курса и дизайн урока
  3. Учебные стратегии и виды деятельности 
  4. Общение и взаимодействие 
  5. Ресурсы и материалы
Рассмотрим некоторые из 11 требований к учебному дизайну онлайн-курса:

1. Анализ обучения и аудитории
Субстандарт 1. Дизайн курса отражает четкое понимание потребностей всех учащихся и включает в себя различные способы изучения с целью освоения учебной программы.
Нам может показаться фантастическим знание потребностей всех учащихся с целью персонализации обучения, особенно в вузах и компаниях. Впрочем, стандарт позволяет оценивать реализацию этого субстандарта по определенной шкале. Вот по этой:
0 баллов (отсутствует) - компонент отсутствует;
1 (неудовлетворительно) - нуждается в значительном улучшении;
2 (отчасти удовлетворительно) - требует целенаправленных улучшений;
3 (удовлетворительно) - необходимо улучшение по усмотрению разработчика, преподавателя или экспертов, оценивающих курс.
4 (хорошо) - улучшение не требуется. 
Эта шкала применяется для оценки во всех разделах стандарта и каждой позиции внутри них. 
Основания для определения реализации требования субстандарта разработчиками, преподавателями и/или экспертами:
На протяжении всего курса используются разнообразные учебные и оценочные методы, материалы и проверочные задания, которые позволяют студентам продемонстрировать достижение целей и задач курса.


2. Курс, часть курса и дизайн урока
Субстандарт 2. Курс организован блоками и уроками, которые расположены в логической последовательности. Каждый блок и урок включает фрагмент, описывающий цели, действия, задания, оценки и ресурсы, чтобы предоставить студентам множество возможностей для овладения их содержанием.
Основания для определения реализации требования субстандарта:
Курс логично и последовательно разбит на разделы и занятия. В начале каждого раздела  или занятия публикуется обзор: описание целей, учебных мероприятий, заданий, оценок и ресурсов, которые будут задействоваться и изучение которых должно быть завершено.  Разнообразные виды деятельности, задания, оценки и ресурсы используются для обеспечения разных путей освоения содержания фрагмента курса обучающимися.
Не берусь судить, как реализуется данное требование в школах Штатов. У нас в общеобразовательных школах благодаря неравнодушным учителям подобнее хотя бы на 2 или 3 балла по вышеприведенной шкале реализуется. А вот в вузах и, тем более, в корпоративном обучении  и системе формального повышения квалификации массовое, а не по инициативе отдельных подвижников воплощение данного требования представляется пока мало вероятным. Уж очень много ресурсов и преподавательского мастерства требуется для того, чтобы сегодня сделать этот субстандарт повседневной былью нашего высшего и последипломного образования. В принципе, а я оптимист, такое достижимо путем автоматизации работы студента с контентом, внедрения активных методов учения и увеличения времени на общение и коллаборацию между субъектами учебного процесса при условии получения ими систематичесой обратной связи.

Продолжение следует


*   *   *   *   *
https://vnaumov.timepad.ru/event/1239174/

Комментариев нет:

Отправить комментарий