Стандарт – не обязательно прокрустово
ложе!
В качестве примера хотелось бы бегло рассмотреть раздел «Учебный дизайн» («Instructional Design») из Национального стандарта Международной ассоциации онлайн-обучения K-12 (iNACOL), версия 2, который затем лег в основу других стандартов для общеобразовательных школ, а также повлиял на их разработку для других типов учебных заведений.
В
ряде государств (и их союзов) действуют и конкурируют, будучи при этом официально
признанными, несколько стандартов для онлайн и blended курсов, и даже для МOOС разного типа. Как правило, эти стандарты носят
рекомендательный характер, а образовательным учреждениям и регионам страны есть
из чего выбирать. Часто коллективы-разработчики разных стандартов объединяют
усилия с целью выработки нового и более совершенного продукта. Кроме того, в большинстве
таких стандартов зашита возможность их гибкого использования: разные рубрики
стандартов имеют разные весовые коэффициенты (баллы, рейтинги), а курс
признается соответствующим нормам, если наберет определенную сумму баллов.
Обычно, не более 85% от числа возможных.
В
некоторых стандартах выделяются обязательные и необязательные требования.
Последние занимают половину или чуть меньше половины из всего их списка. Стопроцентной
реализации всех положений в таких стандартах не требуется. Увы, в наших
постсоветских отечествах подобной гибкости в реализации стандартов: от
национальных до организационных, пока не наблюдается.
Требования к учебному дизайну онлайн-курсов
Раздел стандарта «Instructional Design» предполагает использовать в таких онлайн и смешанных курсах учебные мероприятия (событий учебного процесса), которые
- вовлекают аудиторию в активное обучение;
- предоставляет обучающимся несколько путей обучения по освоению материала;
- предъявляют содержание обучения, основанное на возможностях и потребностях обучающихся;
- предоставляет широкие возможности для взаимодействия и общения: ученик -ученик, ученик -средство обучения (преподаватель), средство обучения (преподаватель) - ученик.
- наличию насыщенной учебной среды, обеспечивающей вариативность и реализацию разных траекторий обучения,
- высокой степени коллабориции и общения.
Рубрики:
- Анализ обучения и аудитории
- Курс, часть курса и дизайн урока
- Учебные стратегии и виды деятельности
- Общение и взаимодействие
- Ресурсы и материалы
1. Анализ обучения и аудитории
Субстандарт 1. Дизайн курса отражает четкое понимание потребностей всех учащихся и включает в себя различные способы изучения с целью освоения учебной программы.
Нам
может показаться фантастическим знание потребностей всех учащихся с целью персонализации обучения, особенно в
вузах и компаниях.
Впрочем, стандарт позволяет оценивать реализацию этого субстандарта по
определенной шкале. Вот по этой:
0
баллов (отсутствует) - компонент отсутствует;
1 (неудовлетворительно)
- нуждается в значительном улучшении;
2 (отчасти
удовлетворительно) - требует целенаправленных улучшений;
3 (удовлетворительно)
- необходимо улучшение по усмотрению разработчика, преподавателя или экспертов,
оценивающих курс.
4 (хорошо)
- улучшение не требуется.
Эта
шкала применяется для оценки во всех разделах стандарта и каждой позиции
внутри них.
Основания для определения
реализации требования субстандарта разработчиками, преподавателями и/или экспертами:На протяжении всего курса используются разнообразные учебные и оценочные методы, материалы и проверочные задания, которые позволяют студентам продемонстрировать достижение целей и задач курса.
2. Курс, часть курса и дизайн урока
Субстандарт 2. Курс организован блоками и уроками, которые расположены в логической последовательности. Каждый блок и урок включает фрагмент, описывающий цели, действия, задания, оценки и ресурсы, чтобы предоставить студентам множество возможностей для овладения их содержанием.
Основания для определения реализации требования субстандарта:
Курс логично и последовательно разбит на разделы и занятия. В начале каждого раздела или занятия публикуется обзор: описание целей, учебных мероприятий, заданий, оценок и ресурсов, которые будут задействоваться и изучение которых должно быть завершено. Разнообразные виды деятельности, задания, оценки и ресурсы используются для обеспечения разных путей освоения содержания фрагмента курса обучающимися.
Не
берусь судить, как реализуется данное требование в школах Штатов. У нас в
общеобразовательных школах благодаря неравнодушным учителям подобнее хотя бы на 2 или 3 балла
по вышеприведенной шкале реализуется. А вот в вузах и, тем более, в
корпоративном обучении и системе
формального повышения квалификации массовое, а не по инициативе отдельных подвижников воплощение данного требования представляется
пока мало вероятным. Уж очень много ресурсов и преподавательского мастерства
требуется для того, чтобы сегодня сделать этот субстандарт повседневной былью нашего высшего и последипломного образования. В принципе, а я оптимист, такое достижимо путем автоматизации работы студента с контентом, внедрения активных методов учения и увеличения времени на общение и коллаборацию между субъектами учебного процесса при условии получения ими систематичесой обратной связи.
Продолжение следует
* * * * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий