Три загвоздки при определении качества онлайн-курсов
По мотивам публикации А.А. Андреева “Система требований к качественному онлайн-курсу при обучении в цифровой ИОС”
Продолжение Предыдущая публикация
Реагируя на наш предыдущий
пост о проблеме качества
онлайн-курсов, коллега обратил внимание на два доминирующих подхода к оценке
качества в промышленном производстве:
Безусловно, достигнутые в промышленности и в деле
менеджмента наработки по проблеме качества, развитие квалиметрии, заслуживают
изучения и адаптации под свои задачи со стороны исследователей лучших свойств
онлайн-курсов.
Загвоздка в том, что некоторые наши специалисты,
интересующиеся проблемой качества онлайн-курсов, пока, по имеющимся наблюдениям,
вообще-то так и не определились, а что такое учебный курс вообще и онлайновый
- в частности.
Предлагаемый А. Андреевым эмпирический, те есть и
не процессный, и не целевой («результатный») подход к
качествам онлайн-курса не вписывается в "рутину" имеющихся научных и практических
достижений.
Онлайн-курс по Андрееву, понимаемый как некая
эмпирическая(!) система, напоминает сборную солянку - ноу-хау советского
общепита. Солянка, как известно,
варилась для трудящихся из того, что нашлось под рукой и завалялось на
полках и на дне вчерашних кастрюлек. Вкус этого блюда выходит, как
правило, очень даже неплох, а вот ингредиенты часто далеко не первой свежести,
их сочетание - на грани законов гастрономии и диареи. В итоге органолептические
(вкус, цвет, запах, консистенция и т.п.) качества солянки на высоте, а вот
польза, должная калорийность и безвредность не гарантированы.
Из чего же готовиться качественный онлайн-курс по
А.Андрееву? Из
“системы из десяти требований, которая составлена на
основании изучения отечественных и зарубежных систем
оценки качества онлайн-курсов в
академическом секторе (университеты, колледжи), корпоративном секторе
(корпоративные университеты типа «Сбербанк», «Газпром» и др.) и личного
опыта».
В качестве примера рассмотрим второе из десятка предложенных требований, квалифицируемое почему-то аж как
целый принцип. Читаем:
"2. Теория
Этот принцип требует представить учебный материал в структурированном
виде, аккуратно и в различных формах представления студентам информации (текст, аудио, видео). Должна быть обеспечена наглядность и уместное применение
мультимедиа, дополненной или виртуальной реальности (AR/ VR). Требуется
соблюдение авторских прав".
Так, под наивно-педагогическим словечком
“теория” спонтанно, безо всяких рациональных обоснований оказываются не факты
предметной области, не научные их описания и не способы деятельности
(технологии) производств, машин и людей в той или иной сфере действительности
или мышления, то есть не содержание курса (обучения). Зато в якобы теорию
угождают авторское право, мультимедиа и технологии AR/VR. Чем не педагогическая
“солянка”? Возможно, с отличными органолептическими свойствами, да не насыщает
содержательными теоретическими и научно-практическими решениями +
способна внести дисбаланс в процессы педагогического пищеварения и метаболизма.
Есть и другая загвоздка с определением качества онлайн-курсов.
Она в том, что его
исследователи так и не определились, а что такое онлайн курс: продукт или
процесс. Если это продукт, то какой? Ведь в качестве продукта здесь могут
выступать:
- учебный материал на неких физических носителях и/или на персонифицированном носителе в лице преподавателя,
- выпускник этого курса, приобретший необходимые знания, качества и способы поведения,
- предзаданный набор абстрактных знаний, качеств и способов поведения вообще как перечень параметров подразумеваемой личности и др.
Аналогично и с процессами: какие процессы
обеспечивают качество онлайн-курса:
- их проектирование и разработка,
- организация и доставка обучения, изложение и отработка учебных сведений,
- управление преподаванием и процессы преподавания,
- управление учением,
- учение как бесчисленные интеллектуальные и прочие психические процессы (мотивы, внимание, воля, общение и др.) на стороне ученика по овладению им знаниями и способами деятельности в контексте содержания курса? Процессы персонифицированные или индивидуализированные, линейные и для всех единые и т.п.?
Увы, объединить все это в одном стандарте методом
перечисления, с помощью случайного или субъективного рубрицирования, как
это сделано в обсуждаемом тексте А.Андреева - усердие не по разуму, задача, находящаяся за пределами
возможностей естественного человеческого интеллекта (см. предыдущий пост), если его, разумеется, не
ограничить субъективным ассортиментом
случайных качеств курса.
Существует еще одна “педагогическая”
незадача:
один и тот же учебный материал (предметная область)
может изучаться со сходными результатами (знаниями, навыками, умениями)
традиционно, в авторитарной парадигме; линейно или адаптивно, в рамках
компетентностного подхода, проблемного или эвристического обучения, социального
конструктивизма или технологиях программированного обучения или полного
усвоения знаний. А также и в курсах, созданных в духе французских мастерских,
анскулинга, деконструктивизма, анарходидактики; в программах генеративного, самоорганизующегося
и / или самоуправляемого обучения, результаты которых, а значит, и многие
процессы, заранее не планируются и изначально неизвестны ни учащимся, ни
преподающим, ни, тем более, онлайн-курсам на электронных
субстратах.
Следовательно, совершенно разные, в том числе
антагонистичные по отношению друг к другу подходы (в педагогическом дизайне -
модели) могут давать сопоставимые и сходные результаты (знания, навыки,
компетенции), которые вытекают из разных и даже противоположных процессов преподавания и учения.
Возможно ли все это разнообразие рубрицировать
и стандартизировать? Да, возможно. Более того, уже существуют, широко
распространены и официально признаны властями многих стран и/или образовательными организациями стандарты качества, позволяющие это
делать. Пусть пока не идеальные, но вполне себе работающие, прагматичные. О
принципах их организации на примере одного или двух международно признанных
стандартов мы расскажем в следующих постах, а также на ближайших вебинаре
(о критериях качества) и онлайн-курсе
( о процессах разработки, гарантирующих нужное качество средств онлай-обучения, ориентированных на результат).
Что ж нам делать с качеством онлайн-курсов в бушующем и яростном мире образования? Кроме
как заимствовать, желательно не перевирая (что нынче у нас в тренде), международные и
зарубежные стандарты?
Нам представляется, что в существующих условиях
реалистичный и реализуемый на практике выход состоит в том, что экспертам по
качеству онлайн-курсов и разработчикам стандартов нужно взять на себя
ответственность и сделать выбор. То есть рациональным, аргументированным (и
волевым) решением определить те ключевые неотъемлемые характеристики
онлайн-курсов, с которыми мы сможем реально работать и которые возможно реально
измерять, а не просто перечислять в "произвольно-экспертном" порядке. Это могут
быть качества выпускника и его знания и умения, продукты решения
кейсов, задач и проектной деятельности и т.п. Важно, определить интегральный параметр, на достижение которого работают все остальные элементы оналайн-курса. Иначе путь, предлагаемый
А.Андреевым, приведет к тому, что мы
- либо утонем в бесконечности элементов курсов, процессов и подпроцессов преподавания и учения и отклонений от них и, особенно, их комбинаций,
- либо получим из них сборную солянку, рецепт которой одобрен наиболее удачливыми или модным экспертами, близкими к органам педагогической власти, а не к выпускнику как носителю итогов обучения.
Спор пойдет не про объективные критерии качества, а
про то, чей набор качеств «больше нравится»
да клиент-, начальство- или
заказчикцентрированнее. В последнем, увы, отечественные исследователи и
законодатели мод и не только мод, часто бессмысленно и/или беспощадно,
преуспевают.
Как решает проблему качества учебный дизайн (instructional design (ID)?
Отнюдь не исходя из того, присутствует или
отсутствуют, как предлагается (или навязывается?) в статье А.Андреева
геймификация и дополненная реальность, дистанционные лабораторные
практикумы, мессенджеры и рекламные трейлеры и пр.
ID (за исключением рекламных и хайповых около- и псевдо-ID публикаций) о качестве онлайн-курсов говорить избегает. Он предпочитает говорить об эффективности обучения. Причем, эффективность касается как продуктов (то есть обученности учеников), так и процессов, обеспечивающих или составляющих эту обученность. Отдельно процессов преподавания и отдельно процессов учения. При этом первые есть средства и условия обеспечения вторых.
ID (за исключением рекламных и хайповых около- и псевдо-ID публикаций) о качестве онлайн-курсов говорить избегает. Он предпочитает говорить об эффективности обучения. Причем, эффективность касается как продуктов (то есть обученности учеников), так и процессов, обеспечивающих или составляющих эту обученность. Отдельно процессов преподавания и отдельно процессов учения. При этом первые есть средства и условия обеспечения вторых.
Специфика определения эффективности и,
следовательно, качества обучения в ID
состоит в том, что выпускник (=результат обучения) той или иной
образовательной программы “состоит”
- как из продуктов (освоенных декларативных: фактических и концептуальных, - знаний; ценностей),
- так и из процессов (понимания, других когнитивных процессов, практических и интеллектуальных умений, навыков; сложных моделей профессионального и социального и поведения). А также (и даже) из потенциальных состояний, обобщенно называемых компетентностью (по-русски, образованностью вкупе с воспитанностью).
Вопрос в том,
можно ли рассматривать качество
онлайн-курса в отрыве от качества его выпускника,
от предъявляемых им
“продуктовых" и "процессных” измеримых результатов, обретенных им в ходе учения с
помощью средств обучения в лице преподавателя и/или контента”. Instructional
design отвечает на этот вопрос: нельзя.
Увы, того же нельзя сказать о предлагаемых
А.Андреевым требованиях к качеству курса. Хоть он и упоминал зарубежные
стандарты качества курсов: Quality Matters, UCBCheсkQuality и др. - самая их суть в
рассматриваемой статье, увы, выхолощена и заболтана. В ней отсутствует такая -
самая, пожалуй, важная - рубрика - требования к итогам обучения и
параметрам обеспечения их качества. В
разных стандартах и в разных версиях одного стандарта для разных целевых
аудиторий эти итоги могут называться по-разному:
цели (непременно измеримые), результаты,
компетенции и т.п. Суть европейских и Национального американского
стандарта Quality Matters состоит в том, чтобы уделять основное внимание не
информационно-технологическим аспектам онлайн-обучения, а самому обучающемуся
и таким условиям его обучения, которые ведут к достижению им высоких
результатов, как предметных (продуктовых), так и процессных. Как видим, в основе предлагаемых А.Андреевым требований как раз тотальное преобладаение именно информационно-технологических аспектов курса как якобы "системы" и лишь робкие намеки на обучающегося.
Очевидно, что создание стандартов качества
онлайн-курсов - это итерационный процесс. О чем напрямую говорят сами
авторы некоторых таких стандартов. Ныне существующие стандарты качества онлайн-
и прочих курсов - это промежуточные шаги, приближающие нас к успеху. И, видимо,
таковыми - промежуточными - навсегда и останутся. Однако это
обстоятельство – не повод определять качественные характеристики онлайн-курсов
как бог или начальник его знает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий