суббота, 14 декабря 2019 г.

Несколько вопросов о вопрошании в обучении

Нынче у нас в моде феномен вопрошания, апологеты которого активно продвигают его использование в учебном процессе.
Вопрошание в общем значении этого термина есть обнаружение и фиксация субъектом (группой людей) незнания в той или иной предметной области.



Задача школьных учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения, бизнес-тренеров и наставников, как правило, противоположна идее вопрошания:  обеспечить процесс познания и практической деятельности  (овладения декларативными, процедурными и метакогнитивными знаниями в конечном фиксированном объеме) касательно тех или иных предметных областей. Знаний точных, правильных, полных. Такие знания требуют скорее спрашивания с целью получения нужных "стандартных" ответов, а не вопрошания.

Выдав эти тезисы, повопрошаю да поспрашиваю:
  1. Зачем в формальное предметное (а также поли- и межпредметное) обучение внедрять вопрошание?
  2. Если и внедрять, то с какой целью?
  3. Не повредит ли обнаружение обучающимся своего незнания в его повседневной учебной, трудовой, общенческой, эмоционально деятельности, его ценностям и идеалам? Не парализует ли его активность при решении практических задач? Не напроизводит ли это самое вопрошание сонмы циников, скептиков и критиканов?
  4. Каково место и удельный вес вопрошания в сопоствлении со спрашиванием в деле освоения тех или иных предметных областей? Профессий? Не нанесет ли вопрошание ущерба задаче  практикоориентированности обучения? Это ж даже госстандарты образовательные и профстандарты оказываются под сомнением под лучами вопрошания!
  5. Среди каких возрастных и профессиональных групп учащихся, на каком из уровней подготовки актуально вопрошание (обнаружение обучающимся своего принципиального незнания)? 
  6. При каких условиях и ради каких задач и целевых аудиторий целесообразно культивировать работу с вопрошанием?
  7. Как непротиворечиво сбалансировать изучение «готовых» знаний, использование проверочных (экзаменационных, суммативных) вопросов и задач, освоение нормативных способов поведения, соблюдение технологий с  фактом – как справедливо считают любители вопрошания -  их заведомой неполноты, несовершенсва, с отсутствием заведомо правильных, абсолютно истинных и исчерпывающих ответов?
Признаюсь, сам я вовсе не против работы с вопрошанием в обучении. Наоборот! Я против его активного впопыхах использования в деле обучения без ответов на выше перечисленные вопросы, против ущерба спрашиванию. 
Против вопрошания ради вопрошания, а также против самоутвердждения его апологетов, против демонстрации ими своего превосходства перед аудиторией за счет монополии на руководство учебным вопрошанием.
 *   *   *   *   * 


Комментариев нет:

Отправить комментарий