Нынче у нас в моде феномен вопрошания, апологеты которого
активно продвигают его использование в учебном процессе.
Вопрошание в общем значении этого термина есть обнаружение
и фиксация субъектом (группой людей) незнания в той или иной предметной
области.
Задача школьных учителей, преподавателей, мастеров
производственного обучения, бизнес-тренеров и наставников, как правило, противоположна
идее вопрошания: обеспечить процесс
познания и практической деятельности (овладения декларативными, процедурными и
метакогнитивными знаниями в конечном фиксированном объеме) касательно тех или
иных предметных областей. Знаний точных, правильных, полных. Такие знания требуют скорее спрашивания с целью получения нужных "стандартных" ответов, а не вопрошания.
Выдав эти тезисы, повопрошаю да поспрашиваю:
- Зачем в формальное предметное (а также поли- и межпредметное) обучение внедрять вопрошание?
- Если и внедрять, то с какой целью?
- Не повредит ли обнаружение обучающимся своего незнания в его повседневной учебной, трудовой, общенческой, эмоционально деятельности, его ценностям и идеалам? Не парализует ли его активность при решении практических задач? Не напроизводит ли это самое вопрошание сонмы циников, скептиков и критиканов?
- Каково место и удельный вес вопрошания в сопоствлении со спрашиванием в деле освоения тех или иных предметных областей? Профессий? Не нанесет ли вопрошание ущерба задаче практикоориентированности обучения? Это ж даже госстандарты образовательные и профстандарты оказываются под сомнением под лучами вопрошания!
- Среди каких возрастных и профессиональных групп учащихся, на каком из уровней подготовки актуально вопрошание (обнаружение обучающимся своего принципиального незнания)?
- При каких условиях и ради каких задач и целевых аудиторий целесообразно культивировать работу с вопрошанием?
- Как непротиворечиво сбалансировать изучение «готовых» знаний, использование проверочных (экзаменационных, суммативных) вопросов и задач, освоение нормативных способов поведения, соблюдение технологий с фактом – как справедливо считают любители вопрошания - их заведомой неполноты, несовершенсва, с отсутствием заведомо правильных, абсолютно истинных и исчерпывающих ответов?
Признаюсь,
сам я вовсе не против работы с вопрошанием в обучении. Наоборот! Я против его
активного впопыхах использования в деле обучения без ответов на выше
перечисленные вопросы, против ущерба спрашиванию.
Против вопрошания ради вопрошания, а также против самоутвердждения его апологетов, против демонстрации ими своего превосходства перед аудиторией за счет монополии на руководство учебным вопрошанием.
* * * * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий