вторник, 25 февраля 2020 г.

Цифровизация образования = деинтеллектуализация и бюрократизация???

Далеко не все из нас с энтузиазмом откликаются на цифровизацию обучения и образования. Естественно, при появлении чего-то нового одни испытывают эйфорическое  головокружение от успехов, а у других от того же болит голова. 
Не обойтись и без перекосов и временных трудностей на местах, как в сталинско-брежневские времена говаривали. Главное, чтоб эти места не покрывали бы большую часть территории, а то и всю ее целиком.
Вообще-то компьютеры, как спички, нож или троллейбус придумывались, чтобы облегчить жизнь людей, а не усложнять ее. Разумеется, если использовать их по исконному – человекосообразному, гуманному - назначению.
Информационно-компьютерные решения, как динамит или автомобили можно использовать и в благих, и в не очень добрых целях. Сами по себе ни ИКТ, ни авто, ни взрывчатка не виноватые. Да, у них есть и свои внутренние опасные свойства, они объективно могут представлять опасность для людей. Если те им в том не помешают.
Бороться с цифрой в образовании сегодня смешно и бессмысленно. Бороться стоит с ее неоптимальным и неправильным использованием. К примеру, таким:

Не буду утверждать, что автор этих слов абсолютно прав или не поддался избыточным эмоциям. Однако нельзя и отрицать, что цифровизацию, а заодно и учителей с преподавателями бюрократия, номенклатура по определению стремится использовать в своих собственных целях. Такова уж природа бюрократии.
Борьба за цифру или против нее - не более чем отражение иных процессов, а также - и точнее - конфликтов интересов их участников. 
Однако, хотим мы того или нет,
цифровизацию из образования не выкинешь,
как и слова из песни.

Отношение к ИКТ в образовании и обучении - это отношение не столько непосредственно к ним, сколько к 
  • контексту их внедрения и применения
  • инициаторам их внедрения,
  • производителям и/или поставщикам железа и программного обеспечения,
  • их конечным потребителям в конкретных образовательных учреждениях
Давайте отделять и различать 
1) ИКТ сами по себе, с одной стороны, 
2) цели и методы их внедрения и использования, с другой, 
3) баланс интересов втянутых в процесс компьютеризации людей и инстанций - с третьей. 
После чего можно и приоритеты расставить и каждой из сторон пользу извлечь. Да такую пользу, чтоб общественная, общая  - здесь, образовательная - сторицей перекрывала пользы частные, их тоже не ущемляя при этом. Так можно осилить бюрократизацию информатизации.

Пока же цифра будет находится в руках меркантильных, будь то властная номенклатура и/или продавцы железа, кабелей и софта, цифровизация неизбежно будет сопровождаться еще и деинтеллектуализацией, "ширпотребизацией", примитивизацией и профанацией своих же достижений и возможностей.  А главное, деинтеллектуализацией - оглуплением - тех, кто учится. Понтами, вроде: "куплю "бентли", чтоб с дачи репу возить или на занятия в колледж ездить. Пусть ближние мои обзавидуются. А я стану прообразом их чаяний и дум. Лидером!".
Дабы избежать деинтеллектуализации ИКТ в образовании, следует использовать дидактический, интеллектуальный и управляющий (кибернетический) потенциал технологий по назначению, то есть с целью управления органами образования и учением, прежде всего и в конечном итоге в интересах обучающихся, а не распределяющих ИКТ-ресурсы структур. Ибо не ученики для этих структур, а они - для учеников.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий