Далеко не все из нас с
энтузиазмом откликаются на цифровизацию обучения и образования. Естественно,
при появлении чего-то нового одни испытывают эйфорическое головокружение
от успехов, а у других от того же болит голова.
Не обойтись и без перекосов и временных трудностей на местах, как
в сталинско-брежневские времена говаривали. Главное, чтоб эти места не
покрывали бы большую часть территории, а то и всю ее целиком.
Вообще-то компьютеры, как спички, нож или троллейбус
придумывались, чтобы облегчить жизнь людей, а не усложнять ее. Разумеется, если
использовать их по исконному – человекосообразному, гуманному - назначению.
Информационно-компьютерные решения, как динамит или автомобили
можно использовать и в благих, и в не очень добрых целях. Сами по себе ни ИКТ, ни
авто, ни взрывчатка не виноватые. Да, у них есть и свои внутренние опасные свойства, они объективно могут представлять опасность для людей. Если те им в
том не помешают.
Бороться с цифрой в
образовании сегодня смешно и бессмысленно. Бороться стоит с ее неоптимальным и
неправильным использованием. К примеру, таким:
Не буду утверждать, что
автор этих слов абсолютно прав или не поддался избыточным эмоциям. Однако
нельзя и отрицать, что цифровизацию, а заодно и учителей с преподавателями бюрократия,
номенклатура по определению стремится использовать в своих собственных целях. Такова уж природа бюрократии.
Борьба за цифру или против нее - не более чем отражение иных процессов, а также - и точнее - конфликтов
интересов их участников.
Однако, хотим мы того или нет,
цифровизацию из образования
не выкинешь,
как
и слова из песни.
Отношение к ИКТ в образовании и обучении - это отношение не
столько непосредственно к ним, сколько к
- контексту их внедрения и применения,
- инициаторам их внедрения,
- производителям и/или поставщикам железа и программного обеспечения,
- их конечным потребителям в конкретных образовательных учреждениях.
Давайте отделять и различать
1) ИКТ сами по себе, с одной стороны,
2) цели и методы их внедрения и
использования, с другой,
3) баланс интересов втянутых в
процесс компьютеризации людей и инстанций - с третьей.
После чего можно и
приоритеты расставить и каждой из сторон пользу извлечь. Да такую пользу, чтоб
общественная, общая - здесь, образовательная - сторицей перекрывала пользы частные, их тоже не ущемляя при этом. Так можно осилить бюрократизацию
информатизации.
Пока же цифра будет находится в руках меркантильных, будь то
властная номенклатура и/или продавцы железа, кабелей и софта, цифровизация неизбежно будет
сопровождаться еще и деинтеллектуализацией, "ширпотребизацией", примитивизацией и профанацией своих же достижений
и возможностей. А
главное, деинтеллектуализацией - оглуплением - тех, кто учится. Понтами, вроде: "куплю "бентли", чтоб с дачи репу возить или на занятия в колледж ездить. Пусть ближние мои обзавидуются. А я стану прообразом их чаяний и дум. Лидером!".
Дабы избежать деинтеллектуализации
ИКТ в образовании, следует использовать дидактический, интеллектуальный и управляющий (кибернетический) потенциал технологий по назначению, то есть с целью управления органами образования и учением, прежде всего и в конечном итоге в интересах обучающихся, а
не распределяющих ИКТ-ресурсы структур. Ибо не ученики для этих
структур, а они
- для учеников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий