пятница, 28 февраля 2020 г.

Два древних проклятия, лежащих на обучении + путь избавления от них

Наверное, с тех пор, как древние греки казнили Сократа, приговорив его выпить чашу яда, их детей стало некому учить. Потому они придумали школы и стали отправлять туда юных граждан Афин :) .
Тогда же, как минимум в Европе, педагоги обнаружили, что 
1. разные дети осваивают науки в разном темпе. При этом вовсе необязательно, что средне- и медленно усваивающие ученики делают это менее качественно, чем быстрые, часто наоборот. Среди хватающих науки на лету немало тех, у кого знания подолгу не задерживаются и быстро выветриваются. Часто безвозвратно.
Так древние столкнулись с одним из двух главных "проклятий" массового институциированного обучения: 
ориентации на среднего ученика
Приходится давать учебный материал в усредненном темпе и средней сложности, что, конечно, статистически лучше, чем ориентироваться только на слабых или только на сильных, однако не обеспечивает должной индивидуализации и демократичности обучения.
В итоге: работа
  • на усредненном уровне сложности,
  • в среднем темпе. 
2. Фронтальное обучение, то есть сообщение знаний всему классу, чтение им учебников (а сегодня еще и просмотр видео дома, сторителлинг, проектирование и т.п. формы обучения), в отличие от сократовского диалога, ведут к существенному незнанию или неполному знанию  преподавателем того, как усваиваются сведения тем или иным учеником. 
Согласитесь, когда вы читаете лекцию или когда ваши ученики дома - ее конспект или учебник, то можно лишь гадать, как идет усвоение знаний. Информацию об этом с должной оперативностью получить невозможно. Так обнаружилось второе "проклятие" школы: 
преобладание пассивных методов обучения над активными

В итоге: невозможность или ограниченные возможности при фронтальном обучении
1. полноценного управления гарантированно успешным учением,
2. дефицит внешней (от учителя к ученику) и практически полное отсутствие внутренней (на основе самопроверки и рефлексии учащихся) обратной связи,
3. неоправданно большой объем сообщаемых учителем и пособиями сведений в готовом виде вместо опоры на самостоятельное приобретение знаний.

Кстати, этими недугами древнегреческие школы страдали куда менее, чем средневековые, школы нового времени, советская и даже современная. Все-таки в Сократовы времена знания были не столь абстрактны, а науки лишь зарождались и не так далеко  оторвались от повседневной древнегреческой практики. 

Что предлагает для решения этих проблем педагогический дизайн? И предлагает ли? 
Решение было сформулировано еще в первой половине 50-х гг. прошлого века. Выдающийся психолог Беррес Ф. Скиннер выразил его так: обеспечить максимально возможное (полное) управление процессом учения.
Чтобы реализовать это требование Скиннер предложил два решения:
1. перевести процесс освоения учащимися новых знаний  на самообучение.
2. отказаться от (явного) внешнего контроля успеваемости учителями в пользу самоконтроля.

psychojournal.ru/gallery_skinner.html
По силам ли воплотить эти два требования учителям и преподавателям, системе образования как таковой? - спросим себя. Едва ли. И автор такого подхода это прекрасно понимал. Потому и предложил аж в 1954 году бросить на помощь биологической (и не самой эффективной) машине в лице преподавателя более результативные технические устройства - обучающие машины. Программы, заложенные в них, по мнению  исследователя, могли бы взять на себя управление процессом освоения новых знаний, высвободив при это учителя для осуществления более творческих работ, чем доставка учебного материала и контроль его постижения.
Идеи Скиннера несколько опередили свое время. Непосредственно они не были реализованы в национальных масштабах. Если не считать, что своими успехами школы некоторых стран и, прежде всего,  советская школа - да-да - обязаны тем, что работа учителей в СССР была ближе к работе обучающих машин, чем в США и других странах. Видимо, благодаря высокой ответственности и дисциплине.
Сейчас другие времена. Возможности компьютерной техники и ИТ-технологии вполне позволяют реализовать идеи Скиннера и его единомышленников. 
А как быть с навыками решения проблем, эвристическими методами, такими  компетенциями, как креативность, общение, решение проблем, групповое проектирование  и т.п., - возразите вы? 
Об этом 
  • в следующих публикациях здесь в блоге,
  • на Фейсбуке в "Группе НЭО" (записывайтесь в нее),
  • на открытом вебинаре 19 марта 2020 г. 
Публикации на эту же тему:



Комментариев нет:

Отправить комментарий