среда, 5 февраля 2020 г.

Вы умеете и знаете как составлять задания разного уровня сложности?

У нас с советских еще времен повелось, что задачи в деле обучения должны идти от простых к более трудным, постепенно усложняться.  А много ли мы знаем способов - несубъективных, иерархизированных, логически и на практике подтвержденных - для повышения сложности обучающих и контрольных заданий?
В учебном (педагогическом) дизайне существует много апробированных решений этой проблемы. Как правило, в каждой из более чем 180 моделей Instructional Design (ID) для этого есть и реализуются свои специфические подходы. 
Вот как, к примеру, это делается в пока мало у нас популярной модели ID для обучения решению комплексных задач (Об этой модели.)  

Преподающим, особенно бизнес-тренерам, особенно функциональным, стоит обратить внимание на последний пункт списка. Их общение с аудиторией, в соответствии с этой моделью ID, должно планомерно снижаться и постепенно сходить на нет, если они хотят добиться формирования устойчивых навыков у своих подопечных. Реализация же данной модели в электронном,  автоматическом или автоматизированном, виде имеет ряд преимуществ. Минимизирует субъективизм, всякого рода интерференции, переносы и контрпереносы, психологические зависимость и трения между тренером и слушателем.

Пожалуй, стоит упомянуть здесь и знаменитую таксономию целей (результатов) обучения Бенджамина Блума, согласно которой повышение трудности учебных заданий связано с ростом степени сложности когнитивных, мыслительных процессов, задействуемых и формируемых у учащихся:
Как видим, классическая таксономия Блума описывает 6 уровней умственных действий обучающихся от простых к все более сложным. Для каждого из этих уровней детально описаны типы конкретных когнитивных процессов и соответствующих им учебных активностей.  В виде поведенческих индикаторов, между прочим.
Кроме этой таксономии и ее модернизированной версии, в учебном дизайне разработано и применяется несколько других. И не только касающихся интеллектуальных процессов, но и эмоционально-ценностной сферы и психомоторных действий обучающихся. Есть даже таксономии социального поведения (да-да, того самого эмоционального "интеллекта"). 
Некоторые из таких таксономий имеют десятки (60-90) уровней. Были и сейчас осуществляются попытки объединить таксономии когнитивных, эмоционально-ценностных и социально-поведенческой действий, комбинации и сосуществование которых при обучении дают сотни и тысячи уровней сложности процессов и результатов обучения. Правда, работа с такими инструментами лежит за пределами естественного преподавательского интеллекта и решается математическими методами и методами интеллекта искусственного.

Работающим лицом к лицу или общающимся c учащимися онлайн преподавателям и бизнес-тренерам для эффективной работы достаточно уверенно владеть 2-4 разными таксономиями, чтобы успешно составлять задания и разнообразно излагать материал разного уровня сложности. Таксономии отечественных авторов тоже годятся, тем более, что большинство из них составлено на основе таксономии Блума или трудов других instructional дизайнеров.

Продолжение темы

1 комментарий: