У нас с советских еще времен повелось, что задачи в деле обучения должны идти от простых к более трудным, постепенно усложняться. А много ли мы знаем способов - несубъективных, иерархизированных, логически и на практике подтвержденных - для повышения сложности обучающих и контрольных заданий?
В учебном (педагогическом) дизайне существует много апробированных решений этой проблемы. Как правило, в каждой из более чем 180 моделей Instructional
Design (ID) для этого есть и реализуются свои специфические подходы.
Вот как, к примеру, это делается в пока мало у нас популярной модели ID для обучения решению комплексных задач (Об этой модели.)
Преподающим, особенно бизнес-тренерам, особенно функциональным, стоит обратить внимание на последний пункт списка. Их общение с аудиторией, в соответствии с этой моделью ID, должно планомерно снижаться и постепенно сходить на нет, если они хотят добиться формирования устойчивых навыков у своих подопечных. Реализация же данной модели в электронном, автоматическом или автоматизированном, виде имеет ряд преимуществ. Минимизирует субъективизм, всякого рода интерференции, переносы и контрпереносы, психологические зависимость и трения между тренером и слушателем.
Пожалуй, стоит упомянуть здесь и знаменитую таксономию целей (результатов) обучения Бенджамина Блума, согласно которой повышение трудности учебных заданий связано с ростом степени сложности когнитивных, мыслительных процессов, задействуемых и формируемых у учащихся:
Как видим, классическая таксономия Блума описывает 6 уровней умственных действий обучающихся от простых к все более сложным. Для каждого из этих уровней детально описаны типы конкретных когнитивных процессов и соответствующих им учебных активностей. В виде поведенческих индикаторов, между прочим.
Кроме этой таксономии и ее модернизированной версии, в учебном дизайне разработано и применяется несколько других. И не только касающихся интеллектуальных процессов, но и эмоционально-ценностной сферы и психомоторных действий обучающихся. Есть даже таксономии социального поведения (да-да, того самого эмоционального "интеллекта").
Кроме этой таксономии и ее модернизированной версии, в учебном дизайне разработано и применяется несколько других. И не только касающихся интеллектуальных процессов, но и эмоционально-ценностной сферы и психомоторных действий обучающихся. Есть даже таксономии социального поведения (да-да, того самого эмоционального "интеллекта").
Некоторые из таких таксономий имеют десятки (60-90) уровней. Были и сейчас осуществляются попытки объединить таксономии когнитивных, эмоционально-ценностных и социально-поведенческой действий, комбинации и сосуществование которых при обучении дают сотни и тысячи уровней сложности процессов и результатов обучения. Правда, работа с такими инструментами лежит за пределами естественного преподавательского интеллекта и решается математическими методами и методами интеллекта искусственного.
Работающим лицом к лицу или общающимся c учащимися онлайн преподавателям и бизнес-тренерам для эффективной работы достаточно уверенно владеть 2-4 разными таксономиями, чтобы успешно составлять задания и разнообразно излагать материал разного уровня сложности. Таксономии отечественных авторов тоже годятся, тем более, что большинство из них составлено на основе таксономии Блума или трудов других instructional дизайнеров.
Продолжение темы
Продолжение темы
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить