1.
Мотивация к обучению повышается, когда у обучающегося
возникает любознательность и интерес, обусловленные осознанием пробелов или
дефицита в его собственных знаниях и навыках из-за
видимого пробела в текущей подготовке.
Осознание этого факта является условием появления
интереса к учению и активного участия в процессах обучения.
2.
Мотивация к обучению повышается, когда подлежащие усвоению
знания и способы деятельности воспринимаются и осознаются учащимся как имеющие выраженную связь с его собственными
целями.
Такие цели могут могут быть:
· внешними по отношению к учебным событиям в том смысле,
что необходимо пройти обучение, чтобы заслужить право на желаемую возможность (получение
оценки, документа об образовании, признание окружающих, карьера и т.п.)
· внутренними, обеспечивающими более сильный уровень
мотивации к обучению когда ученик самоопределяется и испытывает внутренний
интерес, потребность, участвуя в учебных событиях, в которых внутренне заинтересован
и которые лично выбрал.
3.
Повышение мотивации к обучению возрастает, когда учащиеся
полагают, что могут успешно освоить материал и справиться с учебными задачами.
Этот принцип связан не только и не столько с высокой
вероятностью достижения обучающимися успеха. Он включает в себя моменты, связанные
с чувством личного контроля обучающихся за ожиданием в получении успешного
результата. Уверенность достигается за счет помощи учащимся со стороны
преподавателя или средства обучения, но таким образом, чтобы ученики связывали свои достижения со своими собственными
способностями и усилиями, а не с внешними факторами, такими, как удача, подсказка
или степень трудности.
4.
Мотивация к обучению повышается, когда учащиеся предвидят
и испытывают личное удовлетворение от усвоения материала и решения учебных
задач.
Если три первых принципа относятся к условиям, необходимым для
установления мотивации учащегося к обучению, то четвертый предписывает
необходимость получения удовлетворения и удовольствия, положительных чувств по
поводу своего опыта обучения и самостоятельного формирования постоянной
мотивации к обучению.
5.
Мотивация к обучению повышается и поддерживается, когда
учащиеся используют волевые (саморегулируемые) стратегии для реализации и
защиты своих намерений.
Получив мотивацию к достижению цели, необходимо предпринимать
определенные усилия, направленные на ее достижение, что является целью этого
пятого принципа.
Согласно этому принципу люди, которые способны абстрагироваться
от отвлекающих факторов, преодолевать препятствия и сохранить свои намерения,
склонны использовать волевые или саморегулируемые стратегии, которые помогают
им оставаться на пути к достижению цели. Особенно актуален этот принцип в
условиях ДО, поскольку поддержание целенаправленного поведения способствует преодолению скуки, однообразия и утомления, которые особенно часто возникают в условиях самостоятельного
обучения без контактов с преподавателем.
Эти принципы – не просто теоретический конструкт. За ними
стоит модель мотивационного дизайна, систематически и последовательно описывающая процедуры мотивации к учению от
проектирования целого очного, дистанционного или смешанного курса до сценария
конкретного занятия или выполнения домашнего задания.
См. также: 1 2
Комментариев нет:
Отправить комментарий