среда, 6 февраля 2019 г.

Пять основополагающих принципов мотивационного дизайна


1.     Мотивация к обучению повышается, когда у обучающегося возникает любознательность и интерес, обусловленные осознанием пробелов или дефицита в его собственных знаниях и навыках  из-за видимого пробела в текущей подготовке.
Осознание этого факта является условием появления интереса к учению и активного участия в процессах обучения.

2.     Мотивация к обучению повышается, когда подлежащие усвоению знания и способы деятельности воспринимаются и осознаются учащимся  как имеющие выраженную связь с его собственными целями. 
Такие цели могут могут быть: 
·       внешними по отношению к учебным событиям в том смысле, что необходимо пройти обучение, чтобы заслужить право на желаемую возможность (получение оценки, документа об образовании, признание окружающих, карьера и т.п.)
·       внутренними, обеспечивающими более сильный уровень мотивации к обучению когда ученик самоопределяется и испытывает внутренний интерес, потребность, участвуя в учебных событиях, в которых внутренне заинтересован и которые лично выбрал.

3.    Повышение мотивации к обучению возрастает, когда учащиеся полагают, что могут успешно освоить материал и справиться с учебными задачами. 
Этот принцип связан не только и не столько с высокой вероятностью достижения обучающимися успеха. Он включает в себя моменты, связанные с чувством личного контроля обучающихся за ожиданием в получении успешного результата. Уверенность достигается за счет помощи учащимся со стороны преподавателя или средства обучения, но таким образом, чтобы ученики связывали  свои достижения со своими собственными способностями и усилиями, а не с внешними факторами, такими, как удача, подсказка или степень трудности.

4.    Мотивация к обучению повышается, когда учащиеся предвидят и испытывают личное удовлетворение от усвоения материала и решения учебных задач.
Если три первых принципа относятся к условиям, необходимым для установления мотивации учащегося к обучению, то четвертый предписывает необходимость получения удовлетворения и удовольствия, положительных чувств по поводу своего опыта обучения и самостоятельного формирования постоянной мотивации к обучению.

5.    Мотивация к обучению повышается и поддерживается, когда учащиеся используют волевые (саморегулируемые) стратегии для реализации и защиты своих намерений.
Получив мотивацию к достижению цели, необходимо предпринимать определенные усилия, направленные на ее достижение, что является целью этого пятого принципа. 
Согласно этому принципу люди, которые способны абстрагироваться от отвлекающих факторов, преодолевать препятствия и сохранить свои намерения, склонны использовать волевые или саморегулируемые стратегии, которые помогают им оставаться на пути к достижению цели. Особенно актуален этот принцип в условиях ДО, поскольку поддержание целенаправленного поведения способствует преодолению скуки, однообразия и утомления, которые особенно часто возникают в условиях самостоятельного обучения без контактов с преподавателем.

Эти принципы – не просто теоретический конструкт. За ними стоит модель мотивационного дизайна, систематически и последовательно  описывающая процедуры мотивации к учению от проектирования целого очного, дистанционного или смешанного курса до сценария конкретного занятия или выполнения домашнего задания.
См. также: 1  2

Комментариев нет:

Отправить комментарий