воскресенье, 12 апреля 2020 г.

Онлайн-обучение как шаг назад


Замечательный образчик того, что для наших тренеров и бизнес-тренеров онлайн и очное обучение - сущности если не тождественные, то аналогичные. Разница лишь в способах и инструментах доставки обучения. Всего-навсего!
Цитирую:
"У очного тренинга есть методология, которая работает более 40 лет... 
НИЧЕГО в тренинге онлайн НЕ меняется.
Все те же методы (Модерация, Фасилитация, Мозговой штурм, Ролевые игры, Социометрия, Групповая дискуссия, Кинометафора и др.) - работают и Онлайн!"  (Источник
Так же примерно понимается онлайн-обучение преподавателями и учителями. Текст, кстати, из которого взята цитата, грамотный и написан явно квалифицированным человеком (уже потому его стоит читать и использовать).


Для меня лично подобные подобия очных тренингов не являются, как минимум, по содержанию, онлайн-форматом. В любом случае, это не автоматизированное и тем более не автоматическое обучение. Это самое обычное очное обучение, перенесенное в Сеть. Вот бы термин для него придумать, типа: псевдоонлайн-обучение, фейкоонлайн-обучение, даблочное  обучение… Предлагайте свои варианты, коллеги! 
Может, оно формально и онлайн, но это не полноценное компьютерное обучение, непосредственно использующее вычислительные возможности и алгоритмы для автоматизации взаимодействия (способов поведения) обучающегося и обучающего (средства обучения), для управления учением и, тем более, для управления знаниями. 
Если сам контент и компьютерные алгоритмы не управляют тем, как учится ученик, не корректируют его поведение автоматически (а не сугубо в ручном режиме), то мы имеем дело с обычным привычным образом и подобием обычного аудиторного обучения, которое качественно тождественно очному или еще хуже его из-за шумов и искажений в каналах информации + ограничений, накладываемых сетевыми платформам и прочим ПО, а также их массовыми зависаниями.

Наше онлайн-обучение ничем качественно, содержательно, сущностно и принципиально, не отличается привычного. Это не новое слово в обучении. Боюсь, что оно - скорее шаг назад, чем вперед. Это даже не новое вино, наливаемое в ветхие мехи. Наоборот, это старое ординарное + изрядно потерявшее в потребительских качествах массовое, на широкое потребление ориентированное  содержимое, хранимое и доставляемое в несоразмерных его цене, достоинствам и возможностям вместилищах. (Похоже на анализ мочи, который поликлиника требует сдавать в хрустальных сосудах, а не в химически активном пластике.)
Талантливые неординарные преподаватели, тренеры и учителя, конечно, изыщут возможность качественно обучать и в онлайн-формате. Ординарное большинство перенесет ординарное обучение со всеми его изъянами в онлайн. Не нужно критиковать «вдруг и сейчас» появившиеся недостатки сетевого обучения, нужно критиковать оригиналы: процессы и плоды обычного обучения, а главное, его извращенные концепции, переносимые в онлайн. Копии, как известно, всегда уступают оригиналу. Тем более, если свойства этого оригинала желают быть лучше, если это копии копий в виде ppt-презентации с зелененькими буквами на розовом фоне. 

PS. Онлайн, как утверждает один гуру, это не анархия. Дистанционное обучение требует расписания, своевременного прослушивания и просматривания контента, заданий и т.п. Всего того же, чего требует очка: чтоб преподаватели преподавали, а ученики – учились. Просто анархия массового аудиторного обучения становится в сетевой ипостаси куда очевиднее, чем в стенах школ, вузов и корпоративных учебных центров.

1 комментарий: