Замечательный образчик того, что для наших тренеров
и бизнес-тренеров онлайн и очное обучение - сущности если не тождественные, то
аналогичные. Разница лишь в способах и инструментах доставки обучения. Всего-навсего!
Цитирую:
"У очного тренинга есть методология, которая работает более 40
лет...
НИЧЕГО в тренинге онлайн НЕ меняется.
Все те же методы (Модерация, Фасилитация, Мозговой штурм, Ролевые игры,
Социометрия, Групповая дискуссия, Кинометафора и др.) - работают и
Онлайн!" (Источник)
Так же примерно понимается онлайн-обучение
преподавателями и учителями. Текст, кстати, из которого взята цитата, грамотный и
написан явно квалифицированным человеком (уже потому его стоит читать и использовать).
Для меня лично подобные подобия очных тренингов не являются, как минимум, по
содержанию, онлайн-форматом. В любом случае, это не автоматизированное и тем
более не автоматическое обучение. Это самое обычное очное обучение, перенесенное
в Сеть. Вот бы термин для него придумать, типа: псевдоонлайн-обучение, фейкоонлайн-обучение, даблочное обучение…
Предлагайте свои варианты, коллеги!
Может,
оно формально и онлайн, но это не полноценное компьютерное обучение, непосредственно использующее
вычислительные возможности и алгоритмы для автоматизации взаимодействия
(способов поведения) обучающегося и обучающего (средства обучения), для управления учением и, тем более, для управления знаниями.
Если
сам контент и компьютерные алгоритмы не управляют тем, как учится ученик, не
корректируют его поведение автоматически (а не сугубо в ручном режиме), то мы имеем дело с
обычным привычным образом и подобием обычного аудиторного обучения, которое
качественно тождественно очному или еще хуже его из-за шумов и искажений в каналах
информации + ограничений, накладываемых сетевыми платформам и прочим ПО, а также их массовыми зависаниями.
Наше
онлайн-обучение ничем качественно, содержательно, сущностно и принципиально, не отличается привычного. Это
не новое слово в обучении. Боюсь, что оно - скорее шаг назад, чем вперед. Это даже не новое вино, наливаемое в ветхие мехи. Наоборот,
это старое ординарное + изрядно потерявшее в потребительских качествах
массовое, на широкое потребление ориентированное содержимое,
хранимое и доставляемое в несоразмерных его цене, достоинствам и возможностям вместилищах. (Похоже на анализ мочи, который
поликлиника требует сдавать в хрустальных сосудах, а не в химически активном
пластике.)
Талантливые неординарные преподаватели, тренеры и учителя, конечно, изыщут возможность качественно обучать и в
онлайн-формате. Ординарное большинство перенесет ординарное обучение со всеми
его изъянами в онлайн. Не нужно критиковать «вдруг и сейчас» появившиеся
недостатки сетевого обучения, нужно критиковать оригиналы: процессы и плоды обычного обучения, а главное, его извращенные концепции, переносимые в онлайн. Копии, как известно, всегда уступают оригиналу. Тем более, если свойства этого
оригинала желают быть лучше, если это копии копий в виде ppt-презентации
с зелененькими буквами на розовом фоне.
PS. Онлайн,
как утверждает один гуру, это не анархия. Дистанционное обучение требует
расписания, своевременного прослушивания и просматривания контента, заданий и
т.п. Всего того же, чего требует очка: чтоб преподаватели преподавали, а ученики
– учились. Просто анархия массового аудиторного обучения становится в сетевой
ипостаси куда очевиднее, чем в стенах школ, вузов и корпоративных учебных
центров.
В развитие темы: https://vnaumov.blogspot.com/2019/06/blog-post_22.html
ОтветитьУдалить