Многочисленные
публикации о провалах и менее
многочисленные (если не лживые или пустоPRные) о полезных эффектах «вынужденного» онлайн-обучения,
на мой взгляд, обнажили один из главных изъянов постсоветского обучения как
такового и сложившейся системы образования. Они по-прежнему ориентированы на
преподавание, а не на учение. Точнее, не на главный – базовый и сущностный образовательный процесс - управление учением.
Качество
– то есть «хорошо» и «плохо» - нашего образования по-прежнему оценивается по
качеству нормативных документов , отчетов (не всегда объективных), контента и
доставки обучения, а главное – по качеству преподавания.
Как
удачно сформулировал уважаемый Павел Максименко:
Надо полагать, это суждение справедливо и для преподавателей вузов и, пожалуй,
более чем для 50% преподавателей колледжей и бизнес-тренеров. Всего нашего
педагогического корпуса.
На
самом деле, провалы онлайн-обучения – это провалы всей отечественной традиции обучения. Прежде всего очного. Просто его изъяны в очном варианте замаскированы и не столь очевидны,
как в режиме дистанта. Замалчиваются, наивно (по курино-преподавательской слепоте) не замечаются или отрицаются по Фрейду.
Пока преподавательский корпус и «педагогическое начальство»
· не сумеют
перейти от парадигмы преподавания к парадигме учения
· не
осознают, что нет единого процесса обучения, есть два разных процесса:
преподавание и учение. Первый из которых является условием, и/или предпосылкой,
и/или средством реализации второго,
· не усвоят,
что главным занятием преподавателя является
управление учением, а не доставкой
контента и вниманием учеников, что задача учителя не писаться, как в Евангелие,
с большой буквы, мы по прежнему будем топтаться там, где топчемся. Норовя при
этом догонять и перегонять америки,
финляндии и сингапуры.
На
самом деле, догонять особо некого, поскольку и там в системе обучения также все
еще преобладает парадигма преподавания. Правда,
удельный вес преподавания и степень его авторитаризма там, как правило, пониже,
чем у нас. А в отдельных организациях сведена к минимуму.
Успешны
в дистантном обучении и результативной самостоятельной работе
- либо
высоко харизматичные убеждающие преподаватели, своей персоной вовлекающие
аудиторию (что рано или поздно выходит большинству ее боком, поскольку
возникает зависимость от таких гуру с типичными последствиями: от охлаждения до
ненависти или слепой влюбленности и несамостоятельности),
- либо
автоматические и автоматизированные (программированные) учебные материалы
(средства обучения),
- любо
оптимальное разделение труда между преподающими и обучающим программным
обеспечением, но никак не копиями очных занятий с диалогами опросами-контролями-допросами.
При
этом управление учением должно быть в дистанте инидвидуальным, касаться каждой единицы осваиваемого материала, с тотальной индивидуальной обратной, а учебный
процесс – не фронтальным.
PS. Есть ли решение проблемы "вещания массе"?.
Коллега предлагает:
Увы, автор не замечает, что его предложение касается лишь частных случаев преподавания, а не управления
учением - более того, не учения как такового, самого по себе - к чему призывает педагогический дизайн. Предлагает традиционные
решения того же традиционного, аудиторного преподавания. Касаются они преимущественно
форм и методов (приемов) обучения, а не того, как управлять учением в ходе написания
учащимися тех самых эссе, знакомства «с понятиями
«долг» и «честь», включения «учащихся в
философский поиск» и т.п. красивые
слова.
Увы,
использовать компьютеры и Сеть по образу и подобию советского и прусского учителя или
преподавателя в век персональный компьютеров
и мобильных девайсов подобно оснащению пещер кроманьонцев СВЧ-печами для хранения
в них продуктов собирательства и сушеных ушей мертвых мамонтов.
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалитьСобственно, задача учителя вещать, а ученика - слушать и запоминать. Если второго не случается, то и обучения не получится. Просто у нас отвыкли, что дети обязаны хоть что-либо делать.
ОтветитьУдалитьВспомнилось... "Можешь - делай. Не можешь - учи. Не можешь ни того, ни другого - учи как учить."
ОтветитьУдалить