Блестящий сеанс разоблачения демонстрируют приведенные коллегой
результаты одного опроса. Их можно смело экстраполировать и на высшее, и на
корпоративное обучение, на онлайн бизнес-тренинги, на повышение квалификации
всех уровней. На те сферы, где преподаватель / тренер / учитель занят преимущественно тем
же, что и в аудитории, но уже из прекрасного виртуального далёка.
/Картинка кликабельна/
В итогах опроса отчетливо фиксируется две важнейшие дидактические причины безвременно-временно-вечных неудач резкого перехода обучения в онлайн. (Дефицит софта, железа и/или скорости связи не в счет, ибо не имеют к обучению прямого отношения.)
Причины: - 1 Псевдоцифровизация, то есть цифровизация без автоматизации и алгоритмизации процессов учения и преподавания.
Цифровизация обучения – это не просто доставка
контента или преподавателя/тренера к ученику или выполненных заданий обучающегося
к преподавателю на расстоянии, а нечто большее. Очевидно, что эффекты очного их взаимодействия в
одной аудитории, как правило, выше. В Сети же выше вероятность шумов, искажений
и потерь информации и ошибок по ее обработке.
- 2. Преподавание как цель и критерий качества работы школ и прочих образовательных учреждений вместо самого (об)учения, вместо управления учением.
Уже если и правомерно копирование очного обучения в
удаленке считать цифровизацией, то лишь по форме.
По сути цифровизация имеет в
своей основе информатизацию и компьютеризацию, которые позволяют:
- замещать преподавателя на определенных или на всех участках работы, при выполнении ряда подпроцессов процесса преподавания (насыщения
информационной среды, доставки обучения, организации процесса обучения, управления
учением);
- управлять учением
индивидуально (не фронтально) с немедленной обратной связью. Последнее не по силам
ни массовой школе любого типа, ни учителю / преподавателю / тренеру, ни е-копиям
бумажных пособий, слайдовым курсам и лонгридам, трансляциям/записям уроков/лекций,
распределенным тренингам или практическим занятиями, даже если к ним
прикручена некоторая автоматизированная интерактивность. На деле эта
интерактивность часто есть плод субъективного творчества учителя, не
систематично и обычно не имеет под собой ни научного, ни технологического
обоснования.
Самое
же грустное во всем этом то, что мы легко фиксируем в онлайне те его
недостатки, который предпочитаем не замечать в обычном обучении (вытесняем или
рационализируем, по Фрейду). Более того, это те недостатки, которыми при очном
формате мы гордимся (Фрейд отдыхает!).
Истинная
компьютеризация и цифровизация (любого) обучения имеет одну единственную
интегральную конечную цель – управление успешным учением. Эта цель остается за
рамками нашего зашоренного, но освященного культурой и ею же деформированного –
центрированного на преподавании - профессионального сознания.
Вынужденный
переход обучения в онлайн по образу и подобию привычного аудиторного должен
послужить импульсом к осознанию того, что несовершенно прежде всего «наше всё»
- очное обучение и … личность преподающего. То, что специалист-педагог не может
формализовать и алгоритмизировать в стенах своего учреждения (и сознания), то есть
рационально прописать свою деятельность, никогда не будет автоматизировано в
дистанте.
Нужны
либо новые подходы к обучению и образованию в целом, либо не используемые нами
на деле, но обоснованные и выверенные. Решения есть – педагогический дизайн
и учебная (дидактическая) инженерия, прежде всего. Которые вовсе не отрицают
традиционной дидактики, рожденной в эпоху Просвещения и процветающей поныне (кроме тезиса, будто обучение
есть и искусство и наука в одной банке). Согласно таким подходам, главная задача
школы – управлять учением в комфортной для ученика среде на научной основе, а
не по образу и подобию своему или начальствующего органа.
Методологической
основой этих подходов являются когнитивные науки, прежде всего инженерия знаний
и когнитивная психология, все дисциплины, входящие в пул наук искусственного
интеллекта.
Что делать?
ОтветитьУдалитьНаталья Николаевна, добро пожаловать в Школу НЭО - там таки как раз и учим педдизайну и всему, о чем сказал Владимир :)
УдалитьПрисоединяйтесь к нашей группе на ФБ: https://www.facebook.com/groups/NewEduGroup
Изучайте наши курсы: https://vnaumov.timepad.ru/
Изучать педдизайн, учебную инженерию и инженерию знаний, Гальперина, Талыщину и Беспалько тоже не помешают ни разу + думать и строить учебный процесс в соответствии с этими подходами, ИМХО
ОтветитьУдалить