суббота, 18 апреля 2020 г.

Псевдоцифровизация Образования, или Ручное «электронное обучение»

Блестящий сеанс разоблачения  демонстрируют приведенные коллегой результаты одного опроса. Их можно смело экстраполировать и на высшее, и на корпоративное обучение, на онлайн бизнес-тренинги, на повышение квалификации всех уровней. На те сферы, где преподаватель / тренер / учитель занят преимущественно тем же, что и в аудитории, но уже из прекрасного виртуального далёка.
/Картинка кликабельна/ 




В итогах опроса отчетливо фиксируется две важнейшие дидактические причины безвременно-временно-вечных неудач резкого перехода обучения в онлайн. (Дефицит софта, железа и/или скорости связи не в счет, ибо не имеют к обучению прямого отношения.)
Причины: 

  1. 1   Псевдоцифровизация, то есть цифровизация без автоматизации и алгоритмизации процессов учения и преподавания. 

Цифровизация обучения – это не просто доставка контента или преподавателя/тренера к ученику или выполненных заданий обучающегося к преподавателю на расстоянии, а нечто большее. Очевидно, что эффекты очного их взаимодействия в одной аудитории, как правило, выше. В Сети же выше вероятность шумов, искажений и потерь информации и ошибок по ее обработке.

  1. 2.    Преподавание как цель и критерий качества работы школ и прочих образовательных учреждений вместо самого (об)учения, вместо управления учением.

Уже если и правомерно копирование очного обучения в удаленке считать цифровизацией, то лишь по форме. 

По сути цифровизация имеет в своей основе информатизацию и компьютеризацию, которые позволяют: 
- замещать преподавателя на определенных или на всех участках работы, при выполнении ряда подпроцессов процесса преподавания (насыщения информационной среды, доставки обучения, организации процесса обучения, управления учением); 
- управлять учением индивидуально (не фронтально) с немедленной обратной связью. Последнее не по силам ни массовой школе любого типа, ни учителю / преподавателю / тренеру, ни е-копиям бумажных пособий, слайдовым курсам и лонгридам, трансляциям/записям уроков/лекций, распределенным тренингам или практическим занятиями, даже если к ним прикручена некоторая автоматизированная интерактивность. На деле эта интерактивность часто есть плод субъективного творчества учителя, не систематично и обычно не имеет под собой ни научного, ни технологического обоснования.

Самое же грустное во всем этом то, что мы легко фиксируем в онлайне те его недостатки, который предпочитаем не замечать в обычном обучении (вытесняем или рационализируем, по Фрейду). Более того, это те недостатки, которыми при очном формате мы гордимся (Фрейд отдыхает!).
Истинная компьютеризация и цифровизация (любого) обучения имеет одну единственную интегральную конечную цель – управление успешным учением. Эта цель остается за рамками нашего зашоренного, но освященного культурой и ею же деформированного – центрированного на преподавании - профессионального сознания.

Вынужденный переход обучения в онлайн по образу и подобию привычного аудиторного должен послужить импульсом к осознанию того, что несовершенно прежде всего «наше всё» - очное обучение и … личность преподающего. То, что специалист-педагог не может формализовать и алгоритмизировать в стенах своего учреждения (и сознания), то есть рационально прописать свою деятельность, никогда не будет автоматизировано в дистанте. 
Нужны либо новые подходы к обучению и образованию в целом, либо не используемые нами на деле, но обоснованные и выверенные. Решения есть – педагогический дизайн и учебная (дидактическая) инженерия, прежде всего. Которые вовсе не отрицают традиционной дидактики, рожденной в эпоху Просвещения и процветающей поныне (кроме тезиса, будто обучение есть и искусство и наука в одной банке). Согласно таким подходам, главная задача школы – управлять учением в комфортной для ученика среде на научной основе, а не по образу и подобию своему или начальствующего органа. 
Методологической основой этих подходов являются когнитивные науки, прежде всего инженерия знаний и когнитивная психология, все дисциплины, входящие в пул наук искусственного интеллекта.


3 комментария:

  1. Ответы
    1. Наталья Николаевна, добро пожаловать в Школу НЭО - там таки как раз и учим педдизайну и всему, о чем сказал Владимир :)
      Присоединяйтесь к нашей группе на ФБ: https://www.facebook.com/groups/NewEduGroup
      Изучайте наши курсы: https://vnaumov.timepad.ru/

      Удалить
  2. Изучать педдизайн, учебную инженерию и инженерию знаний, Гальперина, Талыщину и Беспалько тоже не помешают ни разу + думать и строить учебный процесс в соответствии с этими подходами, ИМХО

    ОтветитьУдалить