четверг, 30 апреля 2020 г.

Знание VS информация и таксономия Б.Блума

Комментированный обзор основополагающего труда по таксономии образовательных целей (часть 1. Когнитивная сфера)

Вопрос о различии и разведении информации и знания в обучении весьма популярен.
Однако представители педагогического корпуса часто лишь констатируют их разницу, не утруждая себя погружением в суть вопроса. Сегодня когнитивные и компьютерные науки, все активнее становясь методологической основой  различных подходов к обучению и многих моделей педдизайна, в общем виде различают информацию и знания так:

Педагогический дизайн сегодня придерживается этой же точки зрения. Согласно ей, знания - это информация + способы ее использования при решении тех или иных задач и проблем:

По существу, уровень когнитивных процессов, которые изначальная таксономия образовательных целей Б.Блума обозначила (называла) как уровень "знание" характеризует процессы памяти.

Что же думали о таком подходе к знанию как к информации в середине прошлого века создатели таксономии когнитивных целей обучения?
По существу, то же, что и современные науки, различая знание как информацию и знание как способы ее использования.
Сошлемся на первоисточник, который, на наш взгляд, является своеобразным гимном процессу запоминания и воспроизведения информации в ходе обучения:


«Знание, понимаемое как информация, может быть оправдано как важная цель или результат обучения разными способами. Возможно, наиболее распространенным обоснованием является то, что с увеличением знаний или информации происходит развитие знакомства с реальностью. Такая реальность может представлять собой то, что известно благодаря  соглашениям или определением, то, что известно как практические результаты или результаты исследования в различных областях, то, что известно как плодотворные способы решения проблем в этой области, или то, что известно как более полезные способы организации предметной области.


Предполагается, что с увеличением числа вещей, известных человеку, увеличивается его знакомство с миром, в котором он живет. Но, как указывалось ранее, мы признаем точку зрения, что истина и знание являются относительными и что не существует твердых истин, которые существуют во все времена и во всех местах.

Тем не менее, большинство педагогов считают желательным, чтобы учащийся расширял свои знания о том, что в настоящее время известно или принято экспертами или специалистами в данной области, независимо от того, соответствуют ли такие знания в философском смысле «реальности» (с. 32).


Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий