вторник, 12 октября 2021 г.

Эвристические топики в обучении (2): анализ видеороликов

Топик для анализа / оценки учебного видео

Предыдущий пост

Сейчас чрезвычайно (если не чрезмерно) модно обучающее видео.  К сожалению, оно  используется не всегда уместно. 

Сегодня мы поговорим о топике, касающемся оценки содержания учебного видео. (О технической и эстетической сторонах учебного видео сегодня говорить не будем.)

Эвристические топики — это группы вопросов, модели, инструкции и т.п., которые позволяют обучающимся и преподающим

  • понимать и анализировать учебный материал;

  • создавать новые идеи и планы, изобретать,

  • аргументировать свои мысли и оценивать чужие;

  • а также описывать различные объекты;

  • выражать сомнения;

  • приводить доказательства.

Данный топик (приводится в несколько сокращенном виде) может использоваться для 

  • оптимизации содержательной стороны видеороликов,
  • их оценки (и самооценки авторами), 
  • анализа их обучающих возможностей,
  • совершенствования сценариев видео и самих роликов.


Вопросы топика

В данном видео преобладает сообщение знаний

- фактических, 

- процедурных, 

- концептуальных, 

- компетентностных (вероятностное, одно из возможных решение проблем)?  


Является ли видео по преимуществу

- описанием какого-либо объекта, 

- повествованием о протяженных во времени явлениях, событиях, процессах,

- размышлением (рассуждением) о чем-либо?


Какова главная мысль, идея видео?

Соответствуют ли друг другу название видео и его главная мысль (идея)?


Какие действия ожидаются от обучаемого во время просмотра видео (включая использование кнопки пауза для освоения и применения изученного)?


Какую деятельность (действия, операции) сможет осуществлять обучающийся после просмотра(ов) видео?

При изменении описываемых в видео условий, инструментов и т.п. как изменится эта деятельность?


Демонстрирует ли видеоролик другие успешные альтернативы предлагаемым знаниям/действиям? 


Стоит ли в данном видео демонстрировать возможные ошибки, их последствия?

Демонстрирует ли видео способы предупреждения и устранения ошибок, коррекции поведения?


Содержит ли видео инструкции, алгоритмы по применению изложенного?


Содержит ли видео задания или советы для отработки изученного на практике, рекомендации по успешному их выполнению?


Предусматривается ли после просмотра видео общение по его поводу с преподающими, с соучениками? Зачем? С каким результатом? Когда, как часто, каким образом?


Содержит ли видео рекомендации по дальнейшему совершенствованию приобретаемых знаний и умений / навыков? По самообразованию по теме видео и/или смежным темам?


* * * * *

1 комментарий:

  1. Владимир, очень точно отмечено про чрезвычайное/чрезмерное увлечение видео. Мы, пользователи цифровой реальности, в большинстве своем уже зависимы от мультимедийного контента. К сожалению, очень частно не сознаем этого и просто идем на поводу вау-эффектов. Предлагаемый вами топик - это классный инструмент как для проектирования, так и для экспертной оценки целесообразности использования учебного видео и его качества. Вопросы топика можно форматировать в виде чек-листа, обязательного для педдизайнера. Благодарю за важную тему!

    ОтветитьУдалить