Согласно иерархии результатов (целей) обучения Б. Блума, знание (то есть запоминание и воспроизведение информации) — это самый низкий уровень познания. Здесь задействуются когнитивные навыки самого низкого порядка. За уровнем "знание" ("помнить") следуют более сложные умственные действия: понимание и применение. Более высокие уровни таксономии занимают умственные действия высшего порядка: анализ, синтез и оценка, — которыми также следует владеть учащемуся. Каждый последующий уровень, как матрешка, включает в себя все предыдущие.
Если в условиях электронного обучения ученикам предлагается просто отыскать отдельные факты в интернете, они "официально" лишаются возможности обрести опыт мышления высшего порядка.
Когда же преподающие и/или электронные средства обучения предоставляют ученикам возможность получить опыт обучения на высших уровнях, они ставят задания, требующие решения проблем или сложных по составу задач.
Сложные задачи выполняются в несколько действий, а условия заданий включают довольно много элементов ситуации, на решение которой влияет изрядное количество факторов.
На "электронном уроке" учащиеся могут решить проблему (задачу) тоже на основе информации, добытой в интернете. Однако многокомпонентность условий задачи потребует использовать добытые сведения более продуктивно и изобретательно.
Как это реализовать? Наиболее простым и доступным методическим приемом для этого служат специальные вопросы. Свои для каждого уровня таксономии.
Например:
Опираясь на подобные вопросы обучающийся сможет:
- найти информацию,
- обобщить ее ключевые аспекты,
- поместить информацию в актуальный контекст,
- сравнить ее с другой посредством анализа и/или оценки,
- наконец, синтезировать информацию, сделав собственные самостоятельные выводы.
Подобные вопросы могут объединяться в рационально организованные группы — учебные эвристики. Последовательно отвечая на них учащийся не только изучает новое, но и самостоятельно порождает новые для себя идеи и обобщения. А также оценивает их качество.
В результате работы с такими вопросами умственная деятельность аудитории перейдет на уровень навыков высшего порядка. Принято считать, что сам этот факт привлекает людей к учёбе, прививает вкус к хорошему мышлению и получению удовольствия от него, вовлекает и мотивирует к процессу познания и совершенствованию своей мыслительной деятельности.
* * * * *
Про различение "инфомации" и знания см. здесь: https://vnaumov.blogspot.com/2020/04/vs_30.html
ОтветитьУдалитьВопросы уровня синтез сформулировал явно не для школьников и даже не студентов: это уровень кандидатов и докторов наук. Студент не поймёт даже сами эти вопросы.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьХорошее замечание. Объяснюсь: Этот текст адресуется не студентам / школярам, а профи, и опытным, Они наша ЦА . Да, текст абстрактен. И сложен. Но не сложнее самого преподавания как такового.
ОтветитьУдалитьОднако
а) Не подталкивайте нас делать из преподающих профдебилов. У нас ШКОЛА учебного дизайна для преподающих и авторов контента, а не для третьеклассников. В дебилизации педкадров нет охоты участвовать. В этом и без нас преуспели многие институции и гуру, нам их вряд ли не победить в конкуренции 😏.
б) Для школьников и студентов свои варианты, четко привязанные к 1. изучаемому здесь-и-сейчас аспекту предметной области 2. уровню базовых знаний и опыта аудитории, 3. ее потребностям. А это уже совсем другая история - кастомизация