Эвристические топики —
это группы вопросов, модели, инструкции и т.п., которые позволяют обучающимся и
преподающим
- понимать и анализировать учебный материал;
- создавать новые идеи и планы, изобретать,
- аргументировать свои мысли и оценивать чужие;
- а также описывать различные объекты;
- выражать сомнения;
- приводить доказательства.
Топики «понимаются как ментальные категории, выступающие стимулом для
«размножения» идей» (© Л. А. Голышкина).
Например:
Несколько топиков могут объединяться в учебные эвристики. Порой отдельный топик выступать в ее качестве.
Первые топики (их еще называют «топы» или
«топосы») впервые были описаны еще Аристотелем. Увы, мы используем в обучении подобные
«древние» инструменты незаслуженно редко. Так, все, кому не лень, восхищаются
сократовскими диалогами, но они, что досадно, так и не вошли в образовательную повседневность.
Лень их реализовывать в деле? И не только отдельными педагогами, но высокими образовательными инстанциями и учреждениями? Та же участь постигла и более
современную реинкарнацию наследия Сократа и Аристотеля в виде проблемного
обучения Б.Скиннера или Н.Кроудера. См. ...
Смысл применения эвристик и топиков в обучении в том, что они позволяют
всем участникам процесса и даже авторам учебного контента строить собственные
смысловые модели. Эти модели могут предназначаться для:
- изучения учебного контента или любых реальных объектов, процессов и явлений, то есть их осознания, структурированного запоминания и понимания,
- анализа и оценки изучаемого материала или его создания, то есть упорядоченной и рациональной организации своей умственной и речевой деятельности.
- при этом топики позволяют человеку проявлять свою индивидуальность, выражая особенности мыслительной и текстопорождающей деятельности как ученика, та и преподающего и других средств обучения.
Вот какую систему риторических топиков предложил М. Ломоносов, чтобы «размножать»
простые идеи и объединять их в целостные сложные:
1) род и вид; 2) целое и части; 3) материальные
свойства; 4) жизненные свойства; 5) имя; 6) действия и страдания; 7) место; 8)
время; 9) происхождение; 10) причина; 11) предыдущее и последующее; 12) признаки;
13) обстоятельства; 14) подобия; 15) противные и несходные вещи; 16) уравнения.
К примеру, в вопросной форме топик «обстоятельства» можно представить
так:
Где? Когда? Как? Каким образом?
Этот вид топика придает учебному контенту конкретность, предъявляет ход
событий и процессов и даже позволяет визуализировать их описательно, а также с помощью изображений объектов или схем того, чего нельзя скопировать с
натуры.
Последовательного отвечая на подобные вопросы, преподаватель
или создатель учебного контента способен построить четкие размышеления,описания и
повествования практически о чем угодно, Ученик де сможет расшифровывать их, а затем проинтерпретировать и структурировать сообразно своим личностным особенностям.
* * * * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий