пятница, 10 сентября 2021 г.

Банк методических приемов: рациональное и не очень

Наткнулся недавно на очень интересный и щедрый документ — список (банк)  интерактивных методических приёмов. Его  составил Кевин Йи, директор Академии преподавания и повышения квалификации, Университет Южной Флориды

Признаюсь, в своё время я также составлял и годами накапливал подобный банк,  и даже приёмов в нём было поболее, нежели у господина Йи.  Затем приостановил этот процесс,  поняв недостаточную продуктивность и рациональность такого подхода.

Почему?

1. Приемы нуждаются в специальных систематизации и структурировании. 

Однако оснований для такого структурирования  едва ли не больше, чем самих приемов (в моем банке, если бы я создавал подюоку учебных эвристик, их было бы не штук 400-500. 

Моделей (подходов, методов и технологий) учебного дизайна около 200. При этом для всех их них впору создавать свои индивидуальные банки приемов.

2. Не факт, что подобные масштабные списки преподаватели или составители контента будет использовать рационально. Скорее всего, он навскидку выберет то, то ему больше нравится (эмоциональный выбор) или что под рукой, будь то сервисы типа Твиттера или онлайн-кликеры + произвольно выбранные приемы работы в них.

Сами предложенные автором приемы я не критикую, они хороши. Многие — очень хороши и свежи. Работа, достойная уважения и благодарности. Однако вне целостного контекста их использование может стать спонтанным, случайным, то есть бессистемным и/или нерациональным. Проще говоря, превратиться в образовательный ширпотреб.

Решение проблемы.

По существу, любой обучающий подход, метод или технология представляют собой в целом фиксированный, конечный и рационально организованный набор приемов. Этим набором они друг от друга отличаются. Куда продуктивнее и разумнее было бы не вываливать списки из 100500 приемов, а создавать их в контексте той или иной методологии, метода, методики или технологии. Избегая случайного выбора приемов по принципам “нравится — не нравится”, “пущу пыль в глаза”, вовлеку и охмурю” и т.п.

Например, простая батарея вопросов вполне себе  обеспечит реализацию эвристического самостоятельного чтения и письма. И даже создание преподающими учебного контента!

Пример:


Еще про топики

Замечательную и немалую работу проделал Кевин Йи. Она стала бы куда более полезной и систематической, окажись она привязана к конкретной теории или методике обучения.

Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий