пятница, 24 августа 2012 г.

Обожаю компетентностый подход к обучающим

Сегодня рискнул замахнуться провести вебинар, вероятность успеха которого оценивалась ближе к 0, чем к 1. Вышло где-то  0.3-0.4, ИМХО. Неожиданно высокий результат для вебинара на тему "Компетенции разработчиков электронных курсов".
 Материалы вебинара

Сразу оговорюсь: не имею ничего против компетентностного подхода вообще и применительно к электронному обучению в частности. Ощущаю внутреннюю потребность обсудить эту тему с коллегами.  Претензии, связанные с этим подходом, касаются не его как такового, а адресуются прежде всего себе самому, неполноте собственного разумения, а что же такое этот компетентностный  подход,  как он, собственно, на деле работает и к шаткости собственных ответов на волнующие вопросы, а именно:
1. Привел ли «переход» к компетентностонгому подходу к сколько-нибудь видимым позитивным изменениям в процессах и результативности обучения, будь то в вузах, будь в компаниях?
Ответ: видимых реальных изменений лично я не обнаруживаю.
2. Повлиял ли сколько-нибудь существенно компетентностный подход к обучению на качество обучения?
Ответ: если и повлиял, то, ИМХО, никак, или смехотворно незначительно, а то и навредил (хотя, возможно, где-то локально этот подход и хорошо работает в деле управления персоналом).
3. Приняла ли преподающая общественность, включая e-learning’цев, душой и телом  компетентностный подход?
Ответ: Скорее, смирилась и безмолствует, делает вид, что приняла, тихо чертыхаясь и назло всем переписывая и компилируя УМК и е-курсы. Наиболее же продвинутые товарищи-инноваторы под видом свежего подхода продают, что умеют
4. Привело ли внедрение компетентностного подхода к подготовке специалистов к осознанному и массовому освоению и внедрению соответствующих методик обучения и педагогических технологий?
Ответ: не только не привело к новым методическим решениям, но и увеличило меру энтропии и неразбериху в применении старых.
5. Перечисленные в пп. 1−4 позиции негативны или позитивны?
Ответ: Не то и не другое. ИМХО, что есть то и имеем, это частная оценка того, как видится  реальное положение дел с пресловутым компетентностным подходом.

Сам по себе это подход представляется более прагматичным, нежели знаниево или личностно ориентированные. Не виноват подход в том, что господа-практики его практически реализовать или не исказить не могут: извечный разрыв теории и практики в обучении. Тем не менее вопросов про компетентностный подход  больше, чем ответов:
1.      А успеем ли мы в должной мере освоить этот подход до той поры, пока нам не велят кинуться на некий новый, который рано или поздно придет на смену компенетностному;
2.      Как долго заказчики (чиновничество от образования или корпоративный менеджмент) будет мириться с тем, как обучающие инстанции и товарищи преподаватели/тренеры/HR-практики будут делать вид, будто преданно следуют этому подходу;
3.      Найдут ли заказчики обучения управленческие механизмы, способные запустить реальное обучение по компетенциям.
4.      Наконец, для меня не решен вопрос, умеет ли право вуз или учебный центр (закакзчик) «обучать» и требовать от преподавателей и тренеров, от разработчиков е-курсов  способностей  наличия качеств из очень личностной области, например, любви к обучающемуся, эмоциональной устойчивости, веры в собственные силы и уверенности в себе, преданности тем или иным ценностям и т.п. Так, глядишь скоро нам приказом будут доводить быть креативными, мотивированными к труду,  верящими в политику правильной партии или стать прихожанином одной из разрешенных религий.

Возможно, я и ошибаюсь. В чем-то из сказанного наверняка ошибаюсь. Поправьте, опровергните, дополните, предложите альтернативы, пожалуйста. С удовольствием изучу  критические суждения.

2 комментария:

  1. Наталья Кузнецова25 августа 2012 г. в 03:57

    Владимир, я была участником Вашего вебинара «О компетенциях разработчика электронных курсов» и смею утверждать, что проблема, которую вы поднимаете сверхактуальна. Думается, что не только для разработчиков э-курсов, а для всех обучателей, независимо от форму обучения – очной, дистанционной и пр.
    Изменений, реальных, а не продекларированных, действительно пока мало заметно. Возможно, здесь играет роль наша недостаточная информированность. Ведь опубликованные в сети материалы в большинстве своем теоретической или нормативной направленности. А предложений или опыта «КАК это реально делают или пытаются делать обучатели», крайне мало. Также не очень много предложений дидактов по технологиям, методикам, педагогическим приемам.
    Было бы замечательно, если бы практики делились следующим «Я для формирования компетентности по предмету или конкретной компетенции делаю следующее…».

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья Кузнецова25 августа 2012 г. в 03:57

    Для иллюстрации вышесказанного рассказываю о своем опыте по обучению специалистов по таможенным операциям.

    Специфика нашей предметной области - невероятное количество нормативно-правовых документов.
    Все больше прихожу к уверенности, что ключевыми профессиональными компетенциями деятельности ведущего (опытного) СПТО являются следующие:

    => Сбор информации (определение, какой информации не хватает для принятия решения, и из каких источников ее можно получить. Обращение к этим источникам, формулировка точных вопросы для получения информации)

    => Критическое оценивание — умение интерпретировать информацию в полном соответствии с нормами права (нормативно-правовые документы, данные статистики, тенденции международного сообщества) с целью расчета возможных расходов и получения прибыли, определения возможных рисков и расходов, а также возможностей их избежать. Определение оптимальных условий для принятия бизнес-решений и/или вынесение рекомендаций.

    => Консультирование (Consultation) — искусство предоставления четкой информации участникам бизнеса (сотрудникам, руководителям, владельцам и др.), нуждающимся в экспертной консультации по различным вопросам.

    Отсюда, наши задачи: организовать такую учебную деятельность, чтобы эти компетенции формировались. Если преподаватель не владеет техникой постановки вопросов и не умеет интерпретировать информацию, то как он может организовать эту деятельность для других.

    Что может помочь? Полная детализация и раскладка деятельности обучаемых (с целью ее дальнейшего планирования) по типам знаний и условий, в которых они будут применяться.

    Определяюсь: что должен знать и уметь делать обучаемый в какой ситуации на уровне предметного знания, концептуального, процедурного и прагматического?

    Например: Сложнейшая тема "Соблюдение запретов и ограничений". Огромное количество норм-доков и отсылочных норм на разных уровнях.
    Определяю для себя:
    1) предметное - бланки документов (образцы и уже выданные); сборники решений; официальные сайты уполномоченных органов.
    2) концептуальное - анализ норм права таможенного законодательства ТС и РФ.
    3) процедурное - что значит соблюдать З иО? какими документами необходимо подтверждать это соблюдение, в каких ситуациях
    4) прагматическое - Предоставлять необходимые разрешительные документы. Определять какие нужны документы. Запрашивать сведения и документы от лиц. Получать такие документы в уполномоченных органах. Консультировать учВЭДов по требованиям о соблюдении ЗиО. Определять риски и расходы...

    Делаю раздаточные материалы - выписки из ФЗ, Перечней подконтрольных товаров, МС и пр.; образцы бланков документов и заполненные документы
    1. Прагматическое - Ситуация: ввозятся товары "Отходы мышьяка" и Сыворотка из крови животных. Как вы считаете, будут ли предъявляться одинаковые требования по порядку перемещения этих товаров? Почему? Какие еще категории товаров, с вашей точки зрения, могут вызвать совершенно разные требования? Какой признак может объединять следующие категории перемещаемых товаров: Химические вещества, озоноразрушающие препараты, штаммы бактерий и микробов? Как вы понимаете слова Запрещено... Ограничено... Закончите фразу: "Что запрещено, то .... (не разрешено)
    2. Концептуальное - Вспомните, в чем заключается цель государственного регулирования ВТД? Как определяется понятие "ЗиО" в ТК ТС (ст.4 ТК ТС). Можете ли вы сразу определить в чем заключаются запреты и в чем ограничения? Анализ норм-доков
    3. Предметно-прагматическое. Каждая мера из ЗиО обеспечивается какими-то видами разрешающих или подтверждающих ее соблюдение документов. Анализ документов. Сравнение и определение различий (особенно лицензирование, техрегулирование). Изучение официальных сайтов.
    4. Прагматическое. Перемещается щебень... Определите, какие виды разрешительных документов необходимо получать. Сформируйте справку по любому товару

    ОтветитьУдалить