В продолжение поста "ДО в корпоративном формате"
Посетил вебинар бывшей соотечественницы Джулии Айви.
Прежде всего меня интересовало, как человек, выросший и сложившийся здесь и проработавший около 10 лет в солидных компаниях и вузах Штатов, специализируясь на дистанционном обучении, а также консалтинге, смотрит на процессы ДО в первом отечестве.
Джулия констатировала, что радикальной разницы в корпоративном ДО здесь и за океаном не видит. Возможно, так оно и есть, во всяком случае, такая позиция прозвучала из уст Джилии вполне уверенно.
А вот в чем есть разница, по мнению, госпожи Айви, так это в степени зрелости ("взрослости") развития ДО. И наше, мол, отстает маленько.
Джулия выделяет 5 уровней взросления ДО:
Первый уровень подобен тому, что мы понимаем под e-Learning 1.0 и 1.3. Недалеко ушел от него и уровень 2. Только у нас и на эквивалентах 1-го и 2-го уровня популярнее дистанционное тестирование, нежели включение тренеров/тьюторов в обучение:
Близок к ним и 3-й уровень (этап, стадия).
Только у нас в корпоративном обучении корреспонденское (по переписке) взаимодействие также не сильно замечено, по крайней мере, по моим наблюдениям. Да и само смешанное (ДО + очка) обучение не сильно предполагает дистанционное общение с тьюторами (тренерами). Судя по всему, участие человеческого фактора на стороне учебного центра у нас представлено гораздо скромнее. Да в этом нет ничего удивительного: штаты HR-департаментов и тренеров на 1000 занятых в компаниях людей у нас в разы скромнее, чем в Штатах. Выходит, меньше у нас человеческого.
Стадии 4 и 5, вычлененные Джулией, любопытны тем, что именно на уровне 4, а не на 1-3-их, появляется обилие мультимедиа и симуляций. При этом тяготеющие к eL 1.0 стадии 1-3 в их активном применении не сильно замечены. Можно также предположить, что стадия 4 реализует скорее методики социального конструктивизма, а 5-й этап - это уже скорее коннективизм, а то претензия на сообщества практики:
Какой же из этапов самый правильный, спросим мы по привычке спрашивать "что такое хорошо и что такое плохо"? Ответ Джулии совпал с моей позицией: все этапы хороши в зависимости от
- особенностей бизнеса (несложным продуктам и услугам, ну, и процессам компаний и обучение соответствующее),
- особенностей целевой аудитории (не за чем исполнителей рутинных работ методами выше 1-3 учить).
Комментариев нет:
Отправить комментарий