Существует много теорий и
в разы большее (180, как минимум) количество моделей, то есть методик, технологий, учебного дизайна (Instructional Design). Есть
ли у них нечто объединяющее? Какие-то
общие фундаментальные основания? Таким вопросом задался Девид Меррилл (Merrill) , пытаясь выявить и сформулировать предписывающие,
нормативные принципы ID. Сказано - сделано!
Принципы учебного дизайна - это набор правил и требований,
которые
всегда верны при соответствующих условиях независимо от конкретной теории, учебной программы или практики
обучения.
а) Роль преподавателя постепенно ослабевает вплоть до полного прекращения поддержки учеников.
б) Ошибки рассматриваются как естественное следствие решения учебных задач и проблем. Большинство учеников учатся на ошибках, которые они делают, благодаря чему им становится известно, как распознать ошибку, исправить ее и как избежать ошибки в будущем. Диагностика и исправление ошибок посредством многообразной обратной связи является чрезвычайно важными.
M. David Merrill |
Практика ̶ это конкретная учебная деятельность. Программа ̶ это подход,
состоящий из набора предписанных практик.
Д.Меррилл
|
Пять основополагающих принципов
учебного дизайна:
1. Обучение осуществляется, когда учащиеся занимаются
решением реальных проблем (задач).
Смысл
этого принципа состоит в том, что учащиеся должны работать на уровне проблемы,
а не только конкретных фактов, действий и операций. В начале обучения (будь то
целый курс или отдельный урок) аудитории должна быть предъявлена реальная
проблема или задача, с которой обучающиеся смогут справиться после завершения учебы.
2. Обучение
осуществляется, когда необходимые уже имеющиеся у ученика знания (включая опыт,
умения и навыки) активируются в качестве основы для новых знаний.
Здесь
ученики должны вспомнить, связать, описать или применить знания из релевантного прошлого опыта так, чтобы те были использованы в качестве основы
для приобретения новых
знаний.
3. Обучение
осуществляется, когда оно демонстрирует то, что должно
быть изучено, а не просто сообщает
информацию о том, что является предметом
изучения.
Иными
словами, оно не должно ограничиваться рассказами и демонстрацией примеров, а подразумевает
предъявление процедур, визуализацию процессов и моделирование деятельности + инструкций
по их реализации.
4. Обучение осуществляется,
когда учащиеся используют свои новые знания или навыки для решения проблем.
При
этом:
- задания
соответствуют заявленным или подразумеваемым целям,
- задания
разнообразны,
- отдельные
операции описываются и выполняются учениками отдельно и, где это требуется, последовательно,
- реализуется
предсказание последствий действий в конкретных условиях (ситуациях)
или
- учащиеся
обнаруживают ошибки или констатируют непредвиденные последствия.
Согласно этому принципу: а) Роль преподавателя постепенно ослабевает вплоть до полного прекращения поддержки учеников.
б) Ошибки рассматриваются как естественное следствие решения учебных задач и проблем. Большинство учеников учатся на ошибках, которые они делают, благодаря чему им становится известно, как распознать ошибку, исправить ее и как избежать ошибки в будущем. Диагностика и исправление ошибок посредством многообразной обратной связи является чрезвычайно важными.
5. Обучение
осуществляется, когда учащиеся побуждаются к интеграции (переносу) новых знаний или навыков
в свою повседневная жизнь.
Каким
образом?
Прежде
всего посредством
- реализованной
возможности
публично (в том числе и на практике)
продемонстрировать свои новые знания или
умения;
- публичных
размышлений,
обсуждений и
защиты своих новых знаний или навыков;
- создания
условий, когда учащиеся могут создавать, изобретать и
исследовать новые и личные способы приложения своих новых знаний или умений.
Резюме
Далеко не все теории,
программы и практики обучения реализуют все эти принципы. В этом-то и лежит, надо полагать, причина многих недостатков в деле обучения.
Однако ни одна из
концепций, моделей или практик обучения не противоречит основополагающим
принципа учебного дизайна.
Похожие публикации:
Комментариев нет:
Отправить комментарий