воскресенье, 1 сентября 2019 г.

Таксономия целей обучения: Возникновение. Решённые и нерешенные задачи


Комментированный обзор основополагающего труда по таксономии образовательных целей (часть 1. Когнитивная сфера)
Taxonomy of educational objectives. Нandbook I: Cognitive Domain, 1956 

Идея создать классификацию образовательных целей возникла в 1948 году на неофициальной встрече экзаменаторов колледжей, которые присутствовали на съезде Американской психологической ассоциации. Была констатирована необходимость в создании концепции,  которая могла бы использоваться для облегчения общения между экспертами, разрабатывающими экзаменационные материалы в различных образовательных организациях, а также об обмене этими материалами.  
Иными словами, речь шла об унификации и стандартизации описаний результатов обучения. Этот процесс на постсоветском пространстве  в виде «придумывания» госстандартов начался позже и, похоже, еще не завершен. И едва ли где бы то ни было может быть разрешен окончательно и бесповоротно, поскольку целеполагание в обучении - это процесс итерационный и решается методом постепенного приближения. 
На встрече было достигнуто согласие в том что, теоретическую основу такой концепции оптимальнее всего получить с помощью классификации образовательных целей, 
“поскольку цели образования обеспечивают основу для разработки содержания учебных программ и тестов и представляют собой отправную точку для большей части наших исследований в области образования” (с. 4).
Здесь важно обратить внимание на то, что эта классификация должна была охватывать все аспекты (домены) образования, т.е. быть единым и целостным инструментом. Известные нам сегодня три группы таксономии, касающиеся когнитивной, аффективной и психомоторной составляющей, - это, как думалось в 48-м и 56-м годах, не самостоятельные автономные теоретические конструкты, а составные части, элементы одной концепции. 
Увы, ни самим инициаторам идеи таксономии, ни коллективам авторов ее 1-ой  (когнитивные домен) и 2-ой  (аффективный домен)  частей, ни продолжателям их дела, на наш взгляд, до сих пор не удалось целостное решение этой задачи. Чаще всего  звучат декларативные пожелания при работе с одной частью таксономии учитывать наличие целей других таксономий. На практике же учителя и преподаватели обеспечивают единство познавательной, эмоциональной и психомоторной деятельности учащихся преимущественно интуитивно, по наитию, что им, нужно сказать, в определенной степени удается.

Существует целый ряд моделей (методик) учебного дизайна (Instructional design), которые существенно приблизились к решению проблемы согласованной работы с целями из различных доменов в рамках одной учебной программы. Например, комлексный подход к ID, мотивационный дизайн и др.  
Значительный вклад в дело синхронизации работы со всеми доменами знаний в рамках одной учебной программы внесла пересмотренная таксономия когнитивной сферы, введя категорию “обучение навыкам мышления высшего порядка» (Higher Order Thinking Skills (HOTS), предполагающую введение и оценку  коллективных форм работы учащихся и понятие «метакогнитивное знание», описывающее процессы рефлексии учащихся над изученным материалом и способами его изучения, а также учебного общения.

Несмотря на некоторую свою рассогласованность, части таксономии позволяют с достаточно высокой степенью понять и определить
  1. какое желаемое поведение в рамках изучения того или иного предмета, способов деятельности требуется от учащихся (Применительно к таксономии когнитивных целей, это действия по  запоминанию, пониманию, применению информации и имеющегося опыта, анализа знаний и фактов, их оценки, а также созданию учениками собственных творческих продуктов),
  2. каким должно быть содержание учебного курса, процесса, на основе изучения чего учащиеся смогут достигать искомых результатов обучения (Что именно нужно знать, понимать и уметь, чтобы делать нечто (грамотно писать и излагать свои мысли, решать задачи, создавать предметы и услуги, успешно взаимодействовать с людьми и т.д.), 
  3. какими должны быть обучающие и проверочные тесты и работы, иные формы ученической активности, их количество.
Да, таксономия Блума не идеальна. Как и любой продукт человеческой деятельности, ее можно совершенствовать и развивать. Однако она достаточно компактна, проста в понимании и применении и, на наш взгляд, сегодня является наиболее совершенным инструментом для решения образовательных задач, как минимум, задач обучения, дидактических. Таксономия когнитивных целей достаточно четко и в достаточном - реалистичном, доступном - объеме описывает, как можно работать с умственными процессами учащихся, формировать, развивать и достоверно оценивать степень их сформированности. 
Дело за малым: сформировать и довести до уровня уверенных умений и даже автоматизированных навыков ее использование. Применять таксономию когнитивных целей в повседневной практике - вполне посильная задача для каждого преподающего.


См. также: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий