среда, 15 августа 2012 г.

Тренинг тренингу рознь

 В продолжение поста "Е-курс, е-тренинг и е-тренажеры"

В одной из дискуссий на FB уважаемый мной тренер Святослав Куликов написал (см. первый комментарий Святослава)
"... я в последнее время перестал ходить на тренинги. Вообще. Я предпочитаю выступления на конференциях, лекции и т.д. Меня до озверения раздражает любая практика на самом занятии, т.к. я вижу в ней два момента: 
1) халтуру тренера (в разы проще сделать задание на три часа, чем подготовить выступление на три часа); 
2) беспощадное убийство моего времени (ибо практики мне хватит и так в моей повседневной деятельности, а сюда я пришёл за максимумом новой информации). 
Хоть я и знаю, что со мной категорически не согласно подавляющее большинство коллег. Хоть я и вынужден в своих тренингах вводить кучу практики (иначе сейчас не просто "не модно", но и "народ не поймёт"). Но от идеи "попробуйте прямо сейчас" меня продолжает тихо подташнивать... Потому с удовольствием смотрю видео-лекции по разным темам: максимум пользы за минимум времени".

А о тренингах ли как таковых говорил коллега, или он делился впечатлениями о каких-то иных, "особых" тренингах?

Как бы там ни было, сейчас слово "тренинг" используется в трех основных значениях, три типичные определения термина "тренинг" собрал здесь:
Генетически этот термин применительно к обучению и ... коррекции поведения (психокоррекция, личностное развитие, психотерапия) близок к первому варианту определения. Впервые его придумали именно с целью коррекции поведения.
При этом в таком "правильном"  определении тренинга подразумеваются еще и такие его характеристики: 
Тренинг - это обучение
  1. на основе знаний и опыта тех, кто учится, т.е. содержанием образования на них является имеющиеся у учащегося знания и опыт, а не внешние по отношению к нему данные. 
  2.  цель тренингового обучения – коррекция этих имеющихся знаний и опыта, их переструктурирование за счет внешних импульсов  и доведение их до некоторых эталонных или близким к эталонным показателям.
Когда же источником новых знаний выступают  находящиеся вне черепа и пределов кожи учащегося знания и действия, то тренингом такое обучение можно назвать условно, во вторичном метафорическом, переносном значении (см. определения №№ 2 и 3 на рисунке). Даже если там много практики, т.е. тренировки и  и тренажа, а не тренинга в классическом понимании. Внедрение же в такое вполне себе механическое обучение (3-е определение на рис.) чисто внешних атрибутов «тренинга», действительно, часто профанирует и тренинги и обучение. Вот о таких, ИМХО, "тренингах", тренингах в примитивизированном и даже опошленном значении исходного слова (и стоящего за ними феномена), ИМХО, и говорил Святослав.

На мой взгляд, создание полноценных электронных тренингов в первом значении слова реально и достижимо, что асинхронных, что синхронных, а также  сетевых или даже в рамках e-learninng 1.0. Например ...

Комментариев нет:

Отправить комментарий