вторник, 4 октября 2016 г.

Как мы проводим свои дистанционные курсы

Время от времени мы проводим не только дистанционные курсы для всех заинтересованных (например), но и закрытые корпоративные курсы. Точнее, обучающе-консалтинговые сессии, где слушатели тут же применят изученное на практике. В ходе сессий (как и курсов для всех желающих) их участники создают фрагменты актуальных для них собственных обучающих продуктов вплоть до готовых курсов под ключ.
Обязательным элементом таких курсов и сессий является «Песочница», где слушатели могут задавать и/или  обсуждать любые вопросы в контексте тематики  ДО и электронного обучения, те, что не находят отражение (или еще на нашли) в основной части ученого процесса.
Привожу начало диалога между слушателем и тьютором именно из раздела «Песочница» идущей сейчас корпоративной сессии.

Вопрос:
Ответ:
Ну, и вопросик у Вас, Андрей! Философский (Шутка). Сколько страниц должно быть в «Войне и мире» Льва Толстого? Не подскажете?

Теперь серьезно:
Теоретически в курсе должно быть слайдов (контента) столько, чтобы обеспечить искомый результат обучения. В том числе и самыми медлительными и малоподготовленными, с ниже среднего способностями сотрудников. Оптимальный курс должен быть избыточен: обеспечивать поддержку и успех  даже самым слабым и удовлетворение более высоких запросов самых продвинутых и быстрых обучающихся + коррекцию возможных ошибок, отклонений и возмущений любых учащихся. Это так называемая здоровая избыточность курса.
В нашем случае требование: в курсе должны быть в оптимальном сочетании, пропорциях и последовательности представлены учебные знания всех необходимых типов, -  также соответствует принципу здоровой избыточности.

На практике.
Дефицит ресурсов  (временных, инфраструктурных и финансовых, квалификации разработчиков и их количества) является объективным (кроме квалификации) препятствием для создания оптимальных е-курсов. Эти ограничения, как правило, фиксируются в регламентах (или обычаях), регулирующих процессы создания и эксплуатации е-курсов.
Однако одна из задач (и компетенций) педдизайнеров (и методологов, в терминологии вашей компании, как и большинства компаний СНГ) – минимизация последствий объективных факторов. И для этого есть немалый потенциал и конкретные решения.
А именно:
  • обучение на основе опыта (ну, умеет разумный взрослый человек выделять главное, обобщать, делать дедуктивные выводы и пр.). Этому учить не надо. Нужно сразу ставить задачи по применению базовых навыков и умений при изучении так называемой «теории». Здесь применение = изучению нового. То есть новые материал осваивается сразу в ходе выполнения нужных действий. См.: http://vnaumov.blogspot.com.by/2015/11/blog-post.html
  • предоставлять разным пользователям материал по их базовым знаниям и опыту и способностям. См.: http://vnaumov.blogspot.com.by/search?q=адаптивное
  • пользоваться синонимией (взаимозаменяемостью) знаний разного типа и разных объектов мультимедиа, особенно при отсутствии кадров и средств  для создания навороченных курсов
  • создавать структуру курса в соответствии с концепцией ученых событий (это мы начинаем изучать в четверг). Здесь же будет частичный ответ на вопрос про "чтобы слушатель не забыл, с чего начал"
  • - наконец, писать тексты и иллюстрировать их так точно, ясно и сжато, чтобы обходиться меньшим числом слайдов (уже начали изучать де факто, этим и закончим).
  • - уметь каскадировать текущие цели обучения (= учебные задачи и задания), когда решение одной задачи эквивалентно решению десятков и даже сотен других задач и позволяет судить об успехах/неуспехах обучения очень быстро и вполне точно (скоро будем про это изучать)
  • - и еще ряд хитростей, о которых здесь уже не расскажу, но по ходу сессии буду обращать на них внимание Ваше и Ваших коллег

Того количества слайдов (в модуле) и того времени, которые отводится в вашей компании на изучение целых курсов в соответствии с  Регламентом по разработке е-курсов, ИМХО, вполне достаточно для большинства курсов по изучению ПО. Про остальные курсы (менеджерская подготовка, охрана труда)  пока четко судить не могу, так как еще недостаточно изучил их.

Можно пользоваться также статистическими подходами: рассчитывать сколько времени в среднем тратится на освоение тех или иных фрагментов контента и решение учебных задач и "подгонять" под среднюю продолжительность изучения курса число слайдов в нем. Разумеется, обеспечивая при этом качество  управления учением и его искомый результат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий