пятница, 23 сентября 2016 г.

Зависит ли качество корпоративных е-курсов от степени текучести персонала?

Многолетний опыт  работы с разными компаниями или их представителями позволил сделать одно наблюдение: чем выше в компании текучесть персонала, тем в ее электронных курсах больше / выше степень  
  • речевых и грамматических ошибок; неточных, неполных и не всегда понятных или одному автору понятных высказываний,
  • наивного и житейского представления того, что нужно изучать. Контент часто строится  на базе частных фактов, эмпирического опыта методологов и экспертов (примеров) в ущерб достоверности обобщений, логичности и  доказуемости высказываний (даже в курсах по изучению ПО и продуктовых),
  • маркетинговых и пиарных приемчиков, вместо обоснованных методических решений, внешних завлекалочек и так называемой геймификации в ущерб точному и рациональному освоению предметной области и необходимых для работы в ней навыков и умений, 
  • интерактивности (безусловный позитив),
  • экспертского и тренерского субъективизма в ущерб объективному представлению об изучаемых объектах и процессах, а то и просто иррациональных решений, не подчиняющимся канонам нормальной логики или науки,
  • элементов художественного, образного представления предметной области, порой в ущерб рациональному,
  • случаев несоответствия, а то и полного несоответствия содержания контрольных тестов содержанию курса.

Причем, опять-таки по субъективным наблюдениям, четкой  корреляции с  типом бизнеса или его масштабом не обнаруживается, хотя для курсов металлургических, энергетических, транспортных с  тенденцией к  монополизму  или занимающих значительные доли рынка компаний  перечисленное выше относится все же в меньшей степени. Как вы можете справедливо предположить, выше упомянутые  свойства все же больше характерны для курсов компаний-ритейлеров и многих иных сервисных организаций.

Для курсов же большинства компаний с низкой текучестью персонала в большей степени свойственна тенденция к академизму, систематичности, логичности  и рационалистичности  учебных материалов. То, что в глазах обывателя ассоциируется со скукой и монотонностью.  То, что ближе к электронным книгам, чем к диалоговым, по-настоящему интерактивным  средствам обучения. Обычно в таких курсах меньше внимания уделяется психологической стороне учебного процесса: комфортности обучения, привлекательности и вовлекаемости в процесс освоения нужных сведений. Внешне они более авторитарны, зато менее манипулятивны. 

Рискну предположить: степень текучки кадров обязывает!

Какая из тенденций, проявляющихся в е-курсах упомянутых типов компаний лучше? Думаю, истина где-то посередине.
При условии безусловной реализации другой истины: задача корпоративного курса (и не только корпоративного) не столько информировать аудиторию и живописать про умения и навыки, сколько формировать их. Более того, в нашем понимании е-курс, в отличие от других электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – это средство управления учением, то есть средство формирования и/или отработки тех или иных навыков. А знания (то, что нужно помнить и вспоминать для осуществления практической деятельности, по большому счету, это не знания, а информация) являются не более чем средством для формирования и исполнения тех или иных действий, то есть умений и навыков. Умственных и/или практических. А тут уж и до компетенций рукой подать.
Итак:
Цель: 
навыки и умения. Деятельность и составляющие ее интеллектуальные и физические действия и операции.
Средства достижения цели:
данные и информация, обеспечивающие выполнение нужной деятельности.

Качество е-курса, понимаемое как качество умений и навыков, вынесенных аудиторией  из него  –  вот слабое звено нашего обучения. Что в компаниях с низкой или с высокой текучестью персонала, что в высшем образовании или повышении квалификации кадров. Цель курса – то, что будет делать на практике обученный субъект после его завершения. И планку этой цели компаниям стоит поднимать столь высоко и требовать от е-курса так много, чтобы гарантировать нужную степень обученности работников. Иначе стоит ли огород городить?  Часто слышу в ответ от   HRов и специалистов по e-learning, что сие недостижимо.  Коллеги, вернитесь в XXI век, в котором ІТ в обучении могут очень многое.   

Систематически про это мы намерены рассказать и предлагаем отработать на практике  в рамках дистанционной программы Создание результативного электронного курса: от концепции до реализации,  равно как обсудить на ближайшем вебинаре и осветить в публикациях, увы, не всегда систематичных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий