«Читательская
компетенция… представляет собой интегративную личностную
характеристику, проявляющуюся в способности личности к чтению и использованию в
практической деятельности извлеченной из текста информации». Источник
Современным обучающимся, где бы, как и чему бы они ни учились, приходится иметь дело с текстами. Можно предположить, что и прослушивание лекций, и просмотр учебного видео также требует сходных с читательскими компетенций.
Современным обучающимся, где бы, как и чему бы они ни учились, приходится иметь дело с текстами. Можно предположить, что и прослушивание лекций, и просмотр учебного видео также требует сходных с читательскими компетенций.
Формирование и использование человеком свой читательской
компетентности закладывается не только на уроках словесности.
Она куда шире сугубо «филологической» сферы и даже коммуникативной стороны
жизнедеятельности. Пронизывая собой мотивационно-ценностную, когнитивную,
деятельностную области человеческого существования, читательская компетентность
вплетена в процессы познания, а также прогнозирования, планирования, программирования,
оценки и пересмотра человеческой деятельности.
Читательская компетенция – это тот «серый кардинал», та обычно
подсознательная сторона обучения, на невидимом каркасе которой формируются познания в гуманитарных,
точных и естественных науках, программы и алгоритмы профессионального и социального поведения, культурный
опыт, личная картина мира, критическое и творческое мышление.
Однако…
В педагогической практике читательские умения и, к примеру, мыслительные
процессы весьма трудно отличить и отделить. Да у нужно ли? Рациональнее найти
методические решения, способные интегрировать столь разные процессы.
К примеру, мы просим обучающегося запомнить главную мысль
параграфа, проинтерпретировать смысл фразы, проанализировать текст, найти и
оценить противоречиво изложенные мысли, написать эссе. Чего больше или меньше
окажется в ответах учеников: «лингвистики», психологии мышления или логики? Странный
вопрос, не правда ли?
Тем не менее для формирования любых результатов обучения:
знаний, умений и навыков или компетенций, в когнитивной, поведенческой или в
эмоционально-ценностной сферах важно создать ученикам комфортные и условия
для работы с текстовой информацией. А для этого понадобятся соответствующие инструменты,
приемы и методы обучения.
Базой для их создания способна стать таксономия Блума.
Например, использоваться для формирования и оценки сформированности читательских
умений:
Также на основе таксономии, для формирования читательских компетентности и компетенций и одновременно для оценки разных когнитивных
процессов: от запоминания и понимания текстовой информации, до ее анализа,
оценки и создания собственных текстов могут использоваться комплекты специально
организованных вопросов.
Например:
Что произойдет, если …? Какова основная идея …? (процесс понимания)
Какие критерии вы бы использовать для оценки …? Какие
данные были использованы для оценки …? (процесс оценки чего-либо) и т.д.
Такие группы вопросов способны помочь в организации и
управлении процессом чтения (а также просмотра и слушанья) учебной информации.
* * * * *
Мастер класс "Создаем систему вопросов для учебного текста"
(июль-август 2020)
Школа Педагогического Дизайна «Новое Электронное Обучение»: Читательская Компетентность И Таксономия Блума >>>>> Download Now
ОтветитьУдалить>>>>> Download Full
Школа Педагогического Дизайна «Новое Электронное Обучение»: Читательская Компетентность И Таксономия Блума >>>>> Download LINK
>>>>> Download Now
Школа Педагогического Дизайна «Новое Электронное Обучение»: Читательская Компетентность И Таксономия Блума >>>>> Download Full
>>>>> Download LINK