воскресенье, 22 сентября 2019 г.

Читательская компетентность и таксономия Блума

«Читательская компетенция представляет собой интегративную личностную характеристику, проявляющуюся в способности личности к чтению и использованию в практической деятельности извлеченной из текста информации». Источник  

Современным обучающимся, где бы, как и чему бы они ни учились, приходится иметь дело с текстами. Можно предположить, что и прослушивание лекций, и просмотр учебного видео также требует сходных с читательскими компетенций.
Формирование и использование человеком свой читательской компетентности закладывается не только на уроках словесности. Она куда шире сугубо «филологической» сферы и даже коммуникативной стороны жизнедеятельности. Пронизывая собой мотивационно-ценностную, когнитивную, деятельностную области человеческого существования, читательская компетентность вплетена в процессы познания, а также прогнозирования, планирования, программирования, оценки и пересмотра человеческой деятельности. 
Читательская компетенция – это тот «серый кардинал», та обычно подсознательная сторона обучения, на невидимом каркасе которой формируются познания в гуманитарных, точных и естественных науках, программы и алгоритмы профессионального и социального поведения, культурный опыт, личная картина мира, критическое и творческое мышление.  
Однако…
В педагогической  практике читательские умения и, к примеру, мыслительные процессы весьма трудно отличить и отделить. Да у нужно ли? Рациональнее найти методические решения, способные интегрировать столь разные процессы. 
К примеру, мы просим обучающегося запомнить главную мысль параграфа, проинтерпретировать смысл фразы, проанализировать текст, найти и оценить противоречиво изложенные мысли, написать эссе. Чего больше или меньше окажется в ответах учеников: «лингвистики», психологии мышления или логики? Странный вопрос, не правда ли?
Тем не менее для формирования любых результатов обучения: знаний, умений и навыков или компетенций, в когнитивной, поведенческой или в эмоционально-ценностной сферах важно создать ученикам комфортные и условия для работы с текстовой информацией. А для этого понадобятся соответствующие инструменты, приемы и методы обучения.
Базой для их создания способна стать таксономия Блума. Например, использоваться для формирования и оценки сформированности читательских умений:
Также на основе таксономии, для формирования читательских компетентности и компетенций и одновременно для оценки разных когнитивных процессов: от запоминания и понимания текстовой информации, до ее анализа, оценки и создания собственных текстов могут использоваться комплекты специально организованных вопросов.
Например: 
Что произойдет, если …? Какова основная идея …? (процесс понимания) 
Какие критерии вы бы использовать для оценки …? Какие данные были использованы для оценки …? (процесс оценки чего-либо) и т.д.
Такие группы вопросов способны помочь в организации и управлении процессом чтения (а также просмотра и слушанья) учебной информации.

*  *  *  *  *

Мастер класс "Создаем систему вопросов для учебного текста"

(июль-август 2020)





1 комментарий:

  1. Школа Педагогического Дизайна «Новое Электронное Обучение»: Читательская Компетентность И Таксономия Блума >>>>> Download Now

    >>>>> Download Full

    Школа Педагогического Дизайна «Новое Электронное Обучение»: Читательская Компетентность И Таксономия Блума >>>>> Download LINK

    >>>>> Download Now

    Школа Педагогического Дизайна «Новое Электронное Обучение»: Читательская Компетентность И Таксономия Блума >>>>> Download Full

    >>>>> Download LINK

    ОтветитьУдалить