воскресенье, 26 августа 2018 г.

Задавать учебные вопросы: техника и искусство


Некоторое время назад по долгу службы мне приходилось проводить собеседования с претендентами на позицию разработчиков учебного контента.
Одна из процедур собеседования была такова:
Соискателю давался небольшой текст из его предметной области и
предлагалось за определенное и вполне достаточное время составить максимально большое количество вопросов к этому тексту. Таких, которые можно затем адресовать изучающим этот текст. Труд кандидатов оценивался по двум параметрам:
Во-первых, по количественному:  объём знаков в составленных вопросах должен не менее чем втрое превышать объем исходного текста.
Во-вторых,  по качественному:  вопросы должны касаться всего разнообразия имеющихся в тексте фактов. Под ними мы имеем в виду описываемые в “исходнике” физические объекты и их группы, отдельные события, группы событий или отдельные процессы, абстрактные понятия (если они там представлены, разумеется). Кроме того, вопросы должны касаться выдвижения доказательств или опровержений того, что высказано в тексте, проверки истинности содержания, а также имеющихся в нем сомнений и неразрешенных проблем.
Зачем? Да для того, чтобы соискатель имел возможность по максимуму продемонстрировать свой опыт работы с информацией и знаниями.Он должен быть знаком с деталями этого опыта, всевозможными отношениями между изложенными фактами, причинами и последствиями таких отношений.  Ставя вопросы, кандидат предъявлял свою готовность трансформировать, переформулировать и переструктурировать свой опыт с целью постановки учебных вопросов потенциальной аудитории. Чтобы его будущие ученики с помощью таких вопросов сначала погружались в учебный контент, обретая опыт вопрошания, проникали в содержания и смыслы изучаемого на основе и своего опыта, включая не только рациональные суждения, но и впечатления, образы, ассоциации и переживания. А затем готовили бы свои устные или письменные ответы.
Умеем ли мы полноценно ставить учебные вопросы? Увы, не учат преподавателей их выдвигать, хотя это умели делать еще древние греки. Для этого они создавали специальные системы вопросов (эвристики), последовательно отвечая на которые человек осознает степень и границы своего знания и незнания, содержание собственного опыта, свое отношение и чувства к описываемой текстом реальности.

Например: Вопросы для высказываний, выдвинутых в качестве доказательства или опровержения (фрагмент):

Хотите научится задавать подобные вопросы? Адаптировать их для собственных задач? Приходите на онлайн интенсив «Как применять учебные эвристики для изучения и составления текстов». Вы получите готовую эвристику для применения в своей работе. Благодаря ей  и на ее основе вы сможете:
·        составлять собственные обучающие задания применительно к своей дисциплине;
·        учить аудиторию задавать подобные вопросы к учебным текстам,   первоисточникам, о физических объектах, реальных процессах и событиях с целью их глубокого изучения на основе личного опыта;   
·        учить своих подопечных составлять устные или письменные ответы, писать творческие работы;
·        сами составлять учебный контент, готовить лекции, дискуссии, писать пособия, опираясь на эвристики и даже развивая их.
Работа преподавателя с эвристиками - это не механически применяемая техника, но инструмент для творчества. Взгляните, как креативно воспользовалась им (конкретно, эвристикой Ричарда Ларсона) слушательница нашего курса - преподаватель одного из областных институтов развития образования (в сокращении).


Хотите быть информационно грамотными? Пользуйтесь учебными эвристиками!

Похожие публикации:



1 комментарий:

  1. Школа Педагогического Дизайна «Новое Электронное Обучение»: Задавать Учебные Вопросы: Техника И Искусство >>>>> Download Now

    >>>>> Download Full

    Школа Педагогического Дизайна «Новое Электронное Обучение»: Задавать Учебные Вопросы: Техника И Искусство >>>>> Download LINK

    >>>>> Download Now

    Школа Педагогического Дизайна «Новое Электронное Обучение»: Задавать Учебные Вопросы: Техника И Искусство >>>>> Download Full

    >>>>> Download LINK

    ОтветитьУдалить