среда, 19 февраля 2020 г.

Три слова, "украденные" у понятия "компетенция"

Постсоветские державы в массе свой примкнули к Болонскому процессу и, следовательно, к компетентностному подходу.
И тут началось! И длится уже много лет. И конца тому не видно! И, предсказываю с вероятностью в 50%  (хи-хи!), что скоро в одной, минимум, из экс-СССР держав от компетенций — чик — и откажутся. Ибо имеющееся брожение умов выходит за рамки дозволенного и просто разумного.
Сыр-бор горит прежде всего вокруг содержания понятия "компетенция" (и, заодно, "компетентность").
Нет, видите ли четкого определения термина. Потому  свобода, плюрализм мнений и прочие разброды, эмоции и шатания: от смешных до крамольных. Даже в нормативных документах признается многозначность и не(до)определенность новой сущности — компетенции.
Ну, коль мы примкнули к Болонскому процессу, не поинтересоваться ли у него про его их понимание? Что он про компетенции и смежные категории говорит-думает? 
Да вот что:
Дело всего-навсего в трех (пронумерованных) словах, невинно утраченных то ли при переводе, то ли из страсти отечественных теоретиков и управленцев от образования творчески переиначивать исходные данные и факты.
Сравните:
Компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях  (ФГОС третьего поколения). Кстати, слово "проблемных" в этом определении нельзя не приветствовать, т.к. оно содержательно, пусть и частично, пересекается с автономией и ответственностью

Слово 1. Подтвержденная (способность).
Как видим, компетенция — это не просто (как у нас) способность как таковая и сама по себе, а подтвержденная на практике (на трудовой, учебной: на тренажере, в ходе решения задач на уроке, в ролевой игре на бизнес-тренинге, в ходе лабораторных опытов и т.п.). То есть наблюдаемая, и измеримая, и оцениваемая количественно и/или качественно деятельность работника или учащегося. 
Лишь по этой подтверждающей деятельности мы может судить о наличии способности и степени ее сформированности. Нет подтверждения — нет компетенции, а если и есть, то сугубо воображаемая да желаемая.

Слово 2. Ответственность. 
Ответственность – добровольная и осознанная готовность человека взять на себя определенные обязательства за свои действия, в том числе за  рискованные, за принятые и реализованные на деле решения.  Это активность,  вызванная не внешними стимулами, а мотивированная и произведенная  индивидом изнутри по своей инициативе.
К примеру, если вы ненавидите мыть посуду, но делаете это ради мира в доме, не добровольно и не по собственному почину, то вы не являетесь (свободно) ответственным человеком. Скорее — подневольным, исполняющим чужие желания. Это не означает, что вы поступаете плохо. Напротив! Но такое поведение — исполнительское, не(само)ответственное, а потому лежит за границами компетенции. 

Слово 3. Автономия.
Под автономией понимается такая простая вещь, как личная свобода человека при осуществлении им умственной или практической деятельности (подтверждающей наличие определенных способностей). При этом вовсе не обязательно, чтобы эту деятельность человек придумал или инициировал сам. Свобода сопряжена с выбором: можно копать или не копать, брать взятки или не брать, но давать; следовать техническим регламентам целиком или частично и т.п. 
Человек также имеет право свободно выбрать те подходящие ему способы поведения, которые ему предлагается извне (осознанная необходимость).
См.: Примеры описания компетенций как результатов обучения, которые сформулированы с точки зрения автономии и ответственности.

Не знаю, коллеги, согласитесь ли вы со мной, да мне думается, что если мы вернем в дефиницию компетенции три затерявшихся слова, сами термины "компетентность, компетенция" и "компетентностый подход" станут более определенными и достаточно полными, чтобы не провоцировать ненужных и часто болезненных дискуссий. Или минимизировать их.

2 комментария:

  1. Спасибо за интересный пост. Но встану на защиту отечественной формулировки. Во-первых, в Европейской рамке квалификаций с точки зрения ответственности и автономности описывается не компетенция, а компетентность. Если ввести эти требования к компетенции, она станет непроверяемой в рамках образовательной программы. Что же касается термина "подтвержденная", он относится скорее к оценке сформированности компетенции, нежели к ней самой. И слово "применять" в нашей формулировке очень точное: нужно научиться не только тому-то и тому-то, но и применению в деятельности.

    ОтветитьУдалить
  2. Школа Педагогического Дизайна «Новое Электронное Обучение»: Три Слова, "Украденные" У Понятия "Компетенция" >>>>> Download Now

    >>>>> Download Full

    Школа Педагогического Дизайна «Новое Электронное Обучение»: Три Слова, "Украденные" У Понятия "Компетенция" >>>>> Download LINK

    >>>>> Download Now

    Школа Педагогического Дизайна «Новое Электронное Обучение»: Три Слова, "Украденные" У Понятия "Компетенция" >>>>> Download Full

    >>>>> Download LINK

    ОтветитьУдалить